2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"

Монетарное поведение населения

Гордиевич Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра “Основы экономической теории”, Омский государственный технический университет, г. Омск, pluchin2 (собака) mail.ru

Гордиевич Мария Зиновьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра “Основы экономической теории”, Омский государственный технический университет, г. Омск, pluchin2 (собака) mail.ru

Основной тенденцией современной науки является применение междисциплинарного подхода к изучению экономических явлений. Методологические подходы социологии и психологии проникают в различные научные сферы, в том числе и в монетарную теорию. Это обусловлено тем, что на устойчивость денежного обращения помимо чисто монетарных факторов оказывают влияние социальные и психологические аспекты взаимоотношений индивидов. В связи с актуальностью выбранной темы в данной работе представлена попытка определения содержания, структуры и функций монетарного поведения. В процессе научного анализа применялись различные подходы: институциональный, функциональный, утилитарный, динамический, структурный, адаптационный.

В институциональном аспекте монетарное поведение представляет собой производную компоненту монетарной сферы, которая с институциональной точки зрения есть система экономических секторов, вовлечённых в функционирование денежного механизма. Первый сектор монетарной сферы экономики – финансово-кредитные институты, которые определяют правила и нормы образования денежной массы и обеспечения денежного обращения, организации движения и регулирования финансовых потоков на разных уровнях управления, создания и исполнения финансовых ресурсов. Нефинансовые предприятия – второй сектор, выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж. Домашние хозяйства составляют третий сектор, основная функция которых – потребление. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов. Четвёртый сектор – сектор государственных учреждений, которые выполняют функцию перераспределения национального дохода и национального богатства. В каждом секторе формируются свои формы и мотивы монетарного поведения. Объектом рассмотрения в данной работе является монетарное поведение домашних хозяйств.

В функциональном аспекте монетарное поведение выступает как проекция динамики функционирования денежного рынка. Основным элементом денежного механизма является денежная масса в обращении. Как и любая товарная категория, равновесное количество денег в обращении формируется под воздействием спроса и предложения.

В любой рыночной экономике предложение денежной массы осуществляется по трём каналам. Прежде всего, государство в виде различных выплат ведёт расчёты с частным сектором. Вторым каналом считается предоставление центральным банком кредитных ресурсов коммерческим банкам. Третий канал – чистые иностранные активы центрального банка, полученные в результате внешнеэкономических операций. Все три канала формируют формы монетарного поведения, выражающиеся в проводимой правительством монетарной политике. Степень её жестокости или мягкости, будет определять количество денежной массы в обращении.

Второй величиной, характеризующей количество денег в обращении, является спрос на деньги. От этого показателя зависит функционирование денежного механизма в целом.

Спрос на деньги — желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах. Спрос на деньги определяет ту часть активов, которую фирмы и домохозяйства хотят иметь в виде наличности, а не в виде акций, облигаций, недвижимости, производственного оборудования и т. д. Это реальный спрос на деньги. Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства.

Существуют различные теоретические модели спроса на деньги. К примеру, в кейнсианской терминологии спрос на деньги – это предпочтение ликвидности. В работе "Общая теория занятости, процента и денег" Дж.М.Кейнс выдвинул три психологических мотива, побуждающие людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме: трансакционный, спекулятивный и предосторожности. В соответствии с кейнсианской теорией монетарное поведение можно дифференцировать на три вида:

Если возникает превышение спроса над предложением денег, то это способствует их дефициту. Для его компенсации экономические субъекты – прежде всего производители, стремятся получить необходимую сумму денег через "инфляционный налог" – повышая цены на свою продукцию. В условиях инфляции прогнозировать динамику цен довольно нелегко. Практика рыночного хозяйствования подсказывает необходимость страхования цен, которое производится методом включения в контракты определённых оговорок – о возможности повышения издержек и колебаний рыночных цен. Что касается продавцов конечной продукции, страхование их цен производится путём переложения роста предполагаемых издержек на потребителей. Постоянно повторяющаяся накидка на цену продукции является результатом “инфляционных ожиданий” и служит способом страхования рисков в бизнесе. Инфляционное поведение выступает одной из форм монетарного поведения.

Как модификация социально-экономического поведения монетарное поведение, с одной стороны, алгоритмизировано механизмом самой монетарной сферы, с другой стороны, модифицировано спонтанными, характерологическими поступками, выражающими уникальный эмоциональный мир человека. Исходя их этого, возможно выделение субъектных аспектов исследования монетарного поведения: утилитарный, адаптационный, динамический подходы.

Утилитарный или ценностно-потребностный подход делает упор на актуализацию потребностей личности и их удовлетворение. Любое социально-экономического поведение реализуется путём осуществления различных экономических ролей. Основная роль домашних хозяйств быть потребителями. Монетарное поведение потребителей можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми денежными интересами и потребностями людей. В качестве основного денежного интереса человека выступает интерес улучшения своего материального положения. Основные потребности – выражаются в получении доходов, обеспечивающих достойный уровень жизни. В основе монетарных интересов и потребностей лежат интернациональные образцы материального благосостояния общества, достигнутые в развитых рыночных странах, а также представления людей о справедливости и равенстве, значении денег в жизни человека, отношении к деньгам, богатству, бедности, собственности.

Монетарное поведение есть определённый процесс действий, поступков, совершаемых со стороны потребителей. В динамическом аспекте монетарное поведение представляет собой деятельность потребителей, непосредственно вовлечённая в процессы получения денежных доходов, их использования и накопления, включая процессы принятия решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.

В процессе деятельности потребителей формируются характер, способ и формы монетарного поведения, которые определяются социальными и функциональными характеристиками индивида: ресурсно-экономическими, статусно-ролевыми, ценностно-культурологическими.

Деятельность потребителей, связанная с получением доходов, в значительной мере определяется ресурсами, прежде всего экономическими. В развитой рыночной экономике ресурсы, которыми обладают домашние хозяйства, многообразны, это – физические и умственные способности к труду; финансовые, производственные и земельные ресурсы; предпринимательские способности человека. Таким образом, потребление невозможно без наличия собственности на факторы производства. Доходы, получаемые собственниками экономических ресурсов, позволяют им осуществлять потребление.

Собственность на факторы производства определяет вид доходов: собственник труда получает доход в виде заработной платы, собственник капитала – доход в виде процента на капитал, собственник природных ресурсов – доход в виде ренты, собственник предпринимательских способностей – прибыль.

Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами, более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого собственника соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создании совокупного дохода. Однако, величина доходов, получаемых собственниками факторов производства неодинакова. Наиболее низкой доходностью обладает труд, наиболее высокой – капитал и предпринимательство.

Вид экономических ресурсов домохозяйств влияет на уровень доходов и структуру потребления. С ростом дохода домохозяйства доля затрат бюджета домохозяйства на продукты первой необходимости падает, а доля затрат на товары длительного пользования – растёт. Домохозяйства с высокими доходами имеют возможности осуществлять коммерческую, финансовую деятельность, направленную на приумножение своего богатства.

Работа, выполняемая потребителями, собственность и доход являются детерминантами социального статуса, определяют принадлежность к той или иной стратификационной группе.

Человек как социальный индивид, наделён определёнными качественными характеристиками – культурные ценности и установки, нравственные и политические идеалы, мировоззрение, убеждения. Монетарное поведение как модификация социально-экономического поведения осуществляется в соответствие с личностным социальным потенциалом человека.

Таким образом, цели и стратегия монетарного поведения определяется конкретным набором альтернатив, выбираемых индивидуумом для реализации своих потребностей, связанных с достижением определённого материального благосостояния в переделах заданного ресурсно-экономического, статусно-ролевого и ценностно-культурологического репертуара.

Также как и социальное поведение в целом, монетарное поведение имеет структуру и траекторию развития. Оно осуществляется в конкретных исторических условиях и варьируется в очень широком диапазоне: от стандартных институционально-необходимых действий до уникальных поведенческих акций, реакций и поступков.

Структура монетарного поведения обладает сложной конфигурацией. Она включает циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые состояния. К примеру, трудовая деятельность индивида, представляющая функционально-технологический набор трудовых операций, предписанных функциональной программой, совершающиеся каждодневно однотипные финансовые операции купли-продажи капитала, недвижимости, иностранной валюты. Постоянно повторяющаяся деятельность воспроизводит определённый уровень благосостояния и социальный статус. Для повышения своего социального ранга необходим выход за рамки однотипных действий и принятие нестандартных решений.

Формой монетарного поведения также выступают поведенческие схемы и стереотипы, выражающие глубоко интернационализированные социокультурные образцы. Культура действует преимущественно путём установления границ индивидуального поведения, обеспечивая рамки, в которых развивается жизненный стиль индивидуума и домохозяйства. В процессе рыночной трансформации общества в России единственной конечной целью жизни человека стало стремление к материальному благополучию, социально предпочитаемыми ориентирами поведения – собственность, деньги и богатство. Этим ценностям подчинены все общественные нормы – правила, которые предписывают конкретные поступки. И это не является в рыночной экономике недостатком. Однако, не во всех странах конкретные поступки, связанные с обогащением, соответствуют нормам права. Воровство и коррупция превратились в способы достижения материальных целей, производных от массового опыта обогащения в различных социально-экономических условиях. Таким образом, выработанные в течение десятилетий, а то и веков правила, традиции, оказываются гораздо более устойчивыми в сравнении с быстро принимаемыми и столь же легкоизменяемыми нормативно-законодательными установлениями.

К формам монетарного поведения относятся действия, в основе которых лежат рационализированные схемы, переведённые в план устойчивых убеждений. Используя приёмы маржиналисткой методологии, потребителя можно рассматривать как рационального субъекта, оценивающего плюсы и минусы своей деятельности. Как работник, зарабатывающий себе доход, потребитель сравнивает трудовые затраты своего участия в производстве, и заработную плату, предназначенную для денежной компенсации отрицательных эмоций, полученных в процессе производства. Потребитель, владея капиталом, может либо немедленно потратить капитал на личное потребление, руководствуясь своими представлениями о предельной полезности различных благ, либо “отсрочить удовольствие”, воздержавшись от потребительского решения и направив капитал в производство с расчётом на процент. Величина последнего зависит от субъективных оценок собственника капитала, от того, на сколько он сочтет второй вариант выгоднее первого.

Осознанно повторяющиеся стереотипы массового и группового поведения также являются формой монетарного поведения. В побудительные мотивы изменения поведения превращаются “инфляционные ожидания” – опасения потребителей и производителей ускорения темпов инфляции в ближайший период. Инфляционные ожидания выступают как негативный социально-психологический фактор рыночного поведения основных экономических субъектов, дестабилизирующий макроэкономику.

Монетарное поведение потребителей осуществляется в конкретной экономической среде и сталкивается с определёнными трудностями. Возникает необходимость приспособления потребителей к разнообразным условиям. В этом контексте монетарное поведение выступает как адаптационный процесс. Потребители – собственники только рабочей силы, не имеющие других доходов кроме заработной платы, вынуждены приспособляться к низкому уровню жизни. Собственники-предприниматели вынуждены приспособляться к неустойчивому спросу на свой товар. Собственники капитала приспосабливаются к низкой ставке по депозитам. Все домашние хозяйства приспосабливаются к постоянному уровню цен и обесценению своих доходов. В ситуации роста стоимости жизни многим домохозяйствам приходится искать дополнительные способы выживания, самообеспечения и улучшения своего материального положения. Следовательно, монетарное поведение это сложнейшая система адаптации и приспособления потребителей к разнообразным социально-экономическим условиям.

Таким образом, в результате применения различных подходов научного анализа становиться возможным определение категории монетарного поведения. Монетарное поведение есть совокупность действий и поступков экономических субъектов, в том числе потребителей-домохозяйств, посредством и в процессе которых обеспечивается синхронизация их материальных интересов, ресурсно-экономических возможностей и нормативно-культурологического потенциала с институционально заданной монетарной системой экономики. Ясно, что вопрос монетарного поведения – многоаспектный, для представления полной картины происходящих процессов – требует более детального анализа поведения других экономических субъектов. Это предопределяет актуальность данной темы и необходимость её дальнейшей научной разработки.

 

Литература

  1. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.
  2. Верховин В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения. // Социологические исследования. – 1991. – № 11. – с. 25-36.
  3. Алёшина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 384 с.: ил.
  4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. М. Экономика, 1993.
  5. Харрис Л. Денежная теория. Пер. с англ. - М., Прогресс, 1990.


Хостинг от uCoz