2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНФЛЯЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Гордиевич Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра “Основы экономической теории”, Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия pluchin2 (собака) mail.ru

Согласно основным психологическим теориям, инфляционное поведение человека и групп людей обусловлено различными социально-экономическими условиями, в частности инфляционными процессами в экономике, которые выражаются во всеобщем росте цен на товары и услуги. В этом контексте инфляционное поведение может рассматриваться как совокупность поступков людей, которые превращаются в стандартные институционально-необходимые действия, способствующие всеобщему росту цен. Целью поступка может стать как сохранение материального уровня благосостояния (защитная реакция), так и приобретение нового статусно-экономического ранга (развитие). Основными мотиваторами инфляционного поведения выступают в рамках защитной реакции – страх обесценения своих доходов и денежных накоплений, страх потери части материального богатства (инфялтофобия); в рамках развития – жажда наживы и обогащения.

По отношению к инфляционному поведению полностью выполняется “закон эффекта” Л.Торндайка, заключающийся в том, что связь между стимулом и реакцией будет усиливаться, если за реакцией следует подкрепление. Особую роль в инфляционном поведении играют такие стимуляторы-“подкрепители” как деньги и материальное благосостояние [1] .

Ключевым понятием в психологической науке имеет ожидание как субъективная категория. Понятие "инфляционные экспектации" (ожидания) стало применяться в экономической науке в рамках классической количественной теории денег. “Инфляционные ожидания” это субъективная вероятность обесценения доходов и денежных накоплений как следствия роста цен. Возможны и “постинфляционные ожидания” – это субъективная вероятность, с какой, по мнению человека или иного субъекта, определённое подкрепление – сохранение материального богатства или его приумножение – будет иметь место как следствие определённого поведения в условиях роста цен. Информация, собранная за годы жизни о поведении цен в различные периоды социально-экономического развития, становится знанием об экономике. Совокупность знаний об инфляционных процессах возможна благодаря познавательным процессам – восприятию, вниманию, памяти и т.д. Массовый опыт обогащения в различных социально-экономических условиях показывает способы адаптации к инфляции и способы достижения материальных целей с помощью инфляции.

В случае с инфляционным поведением, необходимо признать, что основным его механизмом выступает не бессознательное поведение человека, а преднамеренное, сознательное реагирование на всеобщий рост цен на товары и услуги. В этом случае человек проявляет вынужденную активность. Инфляционное развитие экономики выступает для человека как некий сигнал к действию.

В рамках двух стратегий – защитной реакции и развития – дифференцируются формы инфляционного поведения. Это конкретный набор альтернатив, выбираемых индивидуумом или группой людей для реализации своих целей

Основной формой инфляционного поведения в рамках стратегии защитной реакции является ценообразование фирм. Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать достоверную информацию внутреннего и внешнего характера – об издержках производства и технологических возможностях, о рынке товара, особенностях отрасли, законодательно-правовых нормах, действиях правительства. Так как только на собственника падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности, он заинтересован в максимально полном их учёте при принятии решений. Допущенный просчёт в установлении уровня цены на производимую продукцию может привести к значительным потерям выручки от реализации. Следовательно, установление цены на продукцию, выпускаемую фирмой, связано с определённой степенью риска.

В условиях инфляции прогнозировать динамику цен довольно нелегко. Практика рыночного хозяйствования подсказывает необходимость страхования цен, которое производится методом включения в контракты определённых оговорок – о возможности повышения издержек и колебаний рыночных цен. Что касается продавцов конечной продукции, страхование их цен производится путём переложения роста предполагаемых издержек на потребителей. Постоянно повторяющаяся накидка на цену продукции служит способом страхования рисков в бизнесе. Таким образом, инфляция превращается в способ страхования рисков в бизнесе. Чем выше вероятность увеличения издержек бизнеса в будущем, тем выше уровень цен.

Для потребителей также характерно инфляционное поведение. По мере углубления инфляция превращается в серьёзное препятствие для воспроизводства. Деньги теряют цену и перестают выполнять свои функции, товарообменные процессы дезорганизуются, производство сокращается, хозяйственные связи нарушаются, усиливаются финансовые спекуляции, банкротства, депрессия, общественно-политические беспорядки и т. д. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями, искажает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный. Таким образом, инфляционное поведение потребителей выражается в ажиотажном спросе на товары и услуги.

В рамках стратегии развития и обогащения инфляционное поведение выражается в деятельности государства, прибегающего к денежной экспансии; предприятий-монополистов, устанавливающих необоснованно высокие цены на свою продукцию; финансовых структур, наживающихся на грабительских процентах; теневой экономики, втянутой в денежные спекуляции.

Так называемый “инфляционный налог”, устанавливаемый вышеназванными субъектами, приводит к несправедливому распределению доходов в обществе.

Из экономической истории Древней Греции и Древнего Рима уже известны случаи неэквивалентного обмена вследствие инфляции, а в Средневековье схоласты уже оправдывают неэквивалентный обмен и прославляют коммерческие отношения. Якоб из Вораджо (XIII в.) – архиепископ Генуи, одного из богатейших торговых центров того времени, в своей “Золотой легенде” уподобляет Христа купцу. Римский папа Клемент VI в 1343 г. обосновал продажу индульгенций, схоласт Лоренцо Ридольфи в XIV в. стал склоняться к оправданию неэквивалентного обмена, в XV в. Антонин Флорентийский настоящим капиталом называл только деньги, а Бернардин Сиенский призывал вкладывать деньги в торговлю.

Оправдание алчности подготавливало переход к новым формам нормативного анализа, ставившим в центр внимания обогащение отдельных экономических субъектов. Публикатор античных текстов, литератор-предприниматель и канцлер Флорентийской республики Поджо Браччолини в XV в. в диалоге “Об алчности” писал, что жажда денег естественна и более того, полезна для общества, поскольку способствует возвышению потребностей, блеску городов, великолепию памятников. “Деньги – это нужнейший нерв государства, а корыстолюбцы должны считаться его фундаментом и опорой [2] .

Таким, образом, именно жажда денег во многом послужила психологической опорой для инфляционных процессов, а неэквивалентный обмен, спекулятивные операции представили для роста цен экономическую возможность.

Инфляционное поведение осуществляется в конкретной экономической среде и как модификация социально-экономического поведения представляет собой производную компоненту социально-экономического развития.

Анализ инфляционных процессов в мировой практике показывает, что темпы роста цен в постиндустриальных странах снижаются. В течение 10-15 последних лет резко снижалась общемировая инфляция – с 30 до 4% в год. К примеру, в США в 2004 г. “удавалось совмещать значительные темпы роста и почти нулевую инфляцию” [3, с. 3, 5] . Яркий пример безинфляционного развития экономики представляет Япония, где за последние 10 лет среднегодовой прирост инфляции составил 0,3%. Современные исследователи пророчат постиндустриальным странам жизнь без инфляции.

В последние годы в России наблюдается снижение темпов инфляции. Официальный индекс потребительских цен за 2006 г. составил 109%. Однако, по мнению большинства опрошенных в результате проведённых социологических опросов инфляция в 2006 г. составляла 125%. Проводившиеся социологические исследования показали, что в группу наиболее острых проблем, волнующих население, входят высокие цены (95% опрошенных) [4, с.135] .

На чём основывается безинфляционный механизм рыночной экономики развитых стран и почему в России сохраняется инфляционное поведение экономических субъектов?

В мировой практике глобализация и формирование “новой экономики” меняют монетарный облик экономики, финансовую парадигму экономического регулирования. Тенденция роста цен ослабляется через следующие механизмы. Во-первых, сокращаются издержки – производства, трансакционные, меню и т.д. Во-вторых, вследствие наступления глобальной мобильности, альтернативности и информативности потребители как класс становятся более сплочёнными и оказывают противодействие монопольным тенденциям. Примечательно, что уже в ближайшее десятилетие снижение цен на товары и услуги будет происходить при увеличении доходов населения.

В России – инфляция является неизбежным результатом инфляционного поведения отдельных институциональных групп – монополий, коррумпированных структур, теневой экономики. Основным стимулом является стремление присвоить как можно большую долю национального дохода через “инфляционный налог”, спекулятивные сделки, рост трансакционных издержек (взятки и поборы).

Таким образом, инфляционное поведение во многом детерминируется социально-экономическими факторами. Выступая как модификация социально-экономического поведения, инфляционное поведение определяется интересами социально-экономических групп. Согласно психологической теории, основным механизмом инфляционного поведения выступает преднамеренное, сознательное реагирование на всеобщий рост цен на товары и услуги. Психологической опорой для инфляционных процессов, с одной стороны – выступает инфялтофобия, с другой – жажда денег и обогащения.

Литература

  1. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой – СПб: Питер, 2000. – 512 с.: ил. – (Серия “Теория и практика менеджмента”)
  2. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1998. – 224 с.
  3. Никитина Н.И. Инфляция и экономический рост – стандартная модель и современная реальность // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. – 2005. – №5. – С. 3-2.
  4. Гуревич М.А. Социальное самочувствие и адаптация населения крупного промышленного региона в период перехода к рыночным отношениям (на примере Челябинской области). – Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. – 199 с.


Хостинг от uCoz