2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНФЛЯЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Гордиевич Татьяна Ивановна
, кандидат экономических наук, доцент, кафедра “Основы экономической теории”, Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия pluchin2 (собака) mail.ruСогласно основным психологическим теориям, инфляционное поведение человека и групп людей обусловлено различными социально-экономическими условиями, в частности инфляционными процессами в экономике, которые выражаются во всеобщем росте цен на товары и услуги. В этом контексте инфляционное поведение может рассматриваться как совокупность поступков людей, которые превращаются в стандартные институционально-необходимые действия, способствующие всеобщему росту цен. Целью поступка может стать как сохранение материального уровня благосостояния (защитная реакция), так и приобретение нового статусно-экономического ранга (развитие). Основными мотиваторами инфляционного поведения выступают в рамках защитной реакции – страх обесценения своих доходов и денежных накоплений, страх потери части материального богатства (инфялтофобия); в рамках развития – жажда наживы и обогащения.
По отношению к инфляционному поведению полностью выполняется “закон эффекта” Л.Торндайка, заключающийся в том, что связь между стимулом и реакцией будет усиливаться, если за реакцией следует подкрепление. Особую роль в инфляционном поведении играют такие стимуляторы-“подкрепители” как деньги и материальное благосостояние [1] .
Ключевым понятием в психологической науке имеет ожидание как субъективная категория. Понятие "инфляционные экспектации" (ожидания) стало применяться в экономической науке в рамках классической количественной теории денег. “Инфляционные ожидания” это субъективная вероятность обесценения доходов и денежных накоплений как следствия роста цен. Возможны и “постинфляционные ожидания” – это субъективная вероятность, с какой, по мнению человека или иного субъекта, определённое подкрепление – сохранение материального богатства или его приумножение – будет иметь место как следствие определённого поведения в условиях роста цен. Информация, собранная за годы жизни о поведении цен в различные периоды социально-экономического развития, становится знанием об экономике. Совокупность знаний об инфляционных процессах возможна благодаря познавательным процессам – восприятию, вниманию, памяти и т.д. Массовый опыт обогащения в различных социально-экономических условиях показывает способы адаптации к инфляции и способы достижения материальных целей с помощью инфляции.
В случае с инфляционным поведением, необходимо признать, что основным его механизмом выступает не бессознательное поведение человека, а преднамеренное, сознательное реагирование на всеобщий рост цен на товары и услуги. В этом случае человек проявляет вынужденную активность. Инфляционное развитие экономики выступает для человека как некий сигнал к действию.
В рамках двух стратегий – защитной реакции и развития – дифференцируются формы инфляционного поведения. Это конкретный набор альтернатив, выбираемых индивидуумом или группой людей для реализации своих целей
Основной формой инфляционного поведения в рамках стратегии защитной реакции является ценообразование фирм. Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать достоверную информацию внутреннего и внешнего характера – об издержках производства и технологических возможностях, о рынке товара, особенностях отрасли, законодательно-правовых нормах, действиях правительства. Так как только на собственника падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности, он заинтересован в максимально полном их учёте при принятии решений. Допущенный просчёт в установлении уровня цены на производимую продукцию может привести к значительным потерям выручки от реализации. Следовательно, установление цены на продукцию, выпускаемую фирмой, связано с определённой степенью риска.
В условиях инфляции прогнозировать динамику цен довольно нелегко. Практика рыночного хозяйствования подсказывает необходимость страхования цен, которое производится методом включения в контракты определённых оговорок – о возможности повышения издержек и колебаний рыночных цен. Что касается продавцов конечной продукции, страхование их цен производится путём переложения роста предполагаемых издержек на потребителей. Постоянно повторяющаяся накидка на цену продукции служит способом страхования рисков в бизнесе. Таким образом, инфляция превращается в способ страхования рисков в бизнесе. Чем выше вероятность увеличения издержек бизнеса в будущем, тем выше уровень цен.
Для потребителей также характерно инфляционное поведение. По мере углубления инфляция превращается в серьёзное препятствие для воспроизводства. Деньги теряют цену и перестают выполнять свои функции, товарообменные процессы дезорганизуются, производство сокращается, хозяйственные связи нарушаются, усиливаются финансовые спекуляции, банкротства, депрессия, общественно-политические беспорядки и т. д. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями, искажает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный. Таким образом, инфляционное поведение потребителей выражается в ажиотажном спросе на товары и услуги.
В рамках стратегии развития и обогащения инфляционное поведение выражается в деятельности государства, прибегающего к денежной экспансии; предприятий-монополистов, устанавливающих необоснованно высокие цены на свою продукцию; финансовых структур, наживающихся на грабительских процентах; теневой экономики, втянутой в денежные спекуляции.
Так называемый “инфляционный налог”, устанавливаемый вышеназванными субъектами, приводит к несправедливому распределению доходов в обществе.
Из экономической истории Древней Греции и Древнего Рима уже известны случаи неэквивалентного обмена вследствие инфляции, а в Средневековье схоласты уже оправдывают неэквивалентный обмен и прославляют коммерческие отношения. Якоб из Вораджо (XIII в.) – архиепископ Генуи, одного из богатейших торговых центров того времени, в своей “Золотой легенде” уподобляет Христа купцу. Римский папа Клемент VI в 1343 г. обосновал продажу индульгенций, схоласт Лоренцо Ридольфи в XIV в. стал склоняться к оправданию неэквивалентного обмена, в XV в. Антонин Флорентийский настоящим капиталом называл только деньги, а Бернардин Сиенский призывал вкладывать деньги в торговлю.
Оправдание алчности подготавливало переход к новым формам нормативного анализа, ставившим в центр внимания обогащение отдельных экономических субъектов. Публикатор античных текстов, литератор-предприниматель и канцлер Флорентийской республики Поджо Браччолини в XV в. в диалоге “Об алчности” писал, что жажда денег естественна и более того, полезна для общества, поскольку способствует возвышению потребностей, блеску городов, великолепию памятников. “Деньги – это нужнейший нерв государства, а корыстолюбцы должны считаться его фундаментом и опорой [2] .
Таким, образом, именно жажда денег во многом послужила психологической опорой для инфляционных процессов, а неэквивалентный обмен, спекулятивные операции представили для роста цен экономическую возможность.
Инфляционное поведение осуществляется в конкретной экономической среде и как модификация социально-экономического поведения представляет собой производную компоненту социально-экономического развития.
Анализ инфляционных процессов в мировой практике показывает, что темпы роста цен в постиндустриальных странах снижаются. В течение 10-15 последних лет резко снижалась общемировая инфляция – с 30 до 4% в год. К примеру, в США в 2004 г. “удавалось совмещать значительные темпы роста и почти нулевую инфляцию” [3, с. 3, 5] . Яркий пример безинфляционного развития экономики представляет Япония, где за последние 10 лет среднегодовой прирост инфляции составил 0,3%. Современные исследователи пророчат постиндустриальным странам жизнь без инфляции.
В последние годы в России наблюдается снижение темпов инфляции. Официальный индекс потребительских цен за 2006 г. составил 109%. Однако, по мнению большинства опрошенных в результате проведённых социологических опросов инфляция в 2006 г. составляла 125%. Проводившиеся социологические исследования показали, что в группу наиболее острых проблем, волнующих население, входят высокие цены (95% опрошенных) [4, с.135] .
На чём основывается безинфляционный механизм рыночной экономики развитых стран и почему в России сохраняется инфляционное поведение экономических субъектов?
В мировой практике глобализация и формирование “новой экономики” меняют монетарный облик экономики, финансовую парадигму экономического регулирования. Тенденция роста цен ослабляется через следующие механизмы. Во-первых, сокращаются издержки – производства, трансакционные, меню и т.д. Во-вторых, вследствие наступления глобальной мобильности, альтернативности и информативности потребители как класс становятся более сплочёнными и оказывают противодействие монопольным тенденциям. Примечательно, что уже в ближайшее десятилетие снижение цен на товары и услуги будет происходить при увеличении доходов населения.
В России – инфляция является неизбежным результатом инфляционного поведения отдельных институциональных групп – монополий, коррумпированных структур, теневой экономики. Основным стимулом является стремление присвоить как можно большую долю национального дохода через “инфляционный налог”, спекулятивные сделки, рост трансакционных издержек (взятки и поборы).
Таким образом, инфляционное поведение во многом детерминируется социально-экономическими факторами. Выступая как модификация социально-экономического поведения, инфляционное поведение определяется интересами социально-экономических групп. Согласно психологической теории, основным механизмом инфляционного поведения выступает преднамеренное, сознательное реагирование на всеобщий рост цен на товары и услуги. Психологической опорой для инфляционных процессов, с одной стороны – выступает инфялтофобия, с другой – жажда денег и обогащения.
Литература