2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"

Адаптивные стратегии населения в условиях роста стоимости жизни

Гордиевич Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра “Основы экономической теории”, Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия pluchin2 (собака) mail.ru

Рузанов Павел Викторович, доцент, кафедра “Экономика и организация труда” Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия pluchin2@mail.ru

Понятие адаптации широко используется в качестве самостоятельного объекта исследования, а также применяется как показатель измерения и оценки различных социально-экономических фактов. Политические, социальные и экономические процессы интерпретируются как объекты и субъекты, причины и следствия адаптации. На основе показателя адаптации исследуются и анализируются самые злободневные проблемы [ 1, с. 3] . Научный интерес к процессам адаптации связан с важностью приспособления в жизни человека и общества, всеобщим характером данного явления.

Наиболее широко представлена и изучена проблема адаптации в биологии. Развивается понятие адаптации и в социальных науках. Традиционный подход, понимающий адаптацию как результат изменения среды, предопределил выделение большого числа видов адаптации, связанных с изменениями конкретных её объектов. Соответственно, в названиях видов адаптации непосредственно указывается на объект адаптации: социальная, профессиональная, трудовая и т.д. Практически число выделяемых видов адаптации, соответствующих объектам адаптации, безгранично. Термин “адаптация”, без указания видовой принадлежности, обычно не используется, а определяется при помощи выше перечисленных прилагательных, либо предлогов “на”, “в”, “к” [ 1, с. 3,139] .

В социуме возможно возникновение проблем на различных уровнях – личностном, групповом, общества в целом. Это позволяет классифицировать адаптацию по субъектам – личностная, групповая, государства. Адаптивность личности – то есть её способность к адаптации – варьируется и определяется социально-психологическими, социально-демографическими, социально-профессиональными, экономическими и другими характеристиками личности. Принадлежность личности к какой-либо из социальных групп накладывает отпечаток на её поведение в конкретных условиях. Это расширяет возможности классификации адаптации.

Сферой интересов данной работы является социально-экономическая и социально-психологическая составляющая адаптации, в частности, адаптация населения к инфляционным процессам. В данном случае предметом исследования становятся механизмы приспособления, его объектом – инфляционные процессы в экономике, его субъектом – домашние хозяйства в своей совокупности.

Российская статистика показывает понижение темпов инфляции по сравнению с предыдущими периодами – если потребительские цены в 2002 г. выросли на 15%, то в 2006 г. только – на 9%. Темпы прироста реальных располагаемых расходов – доходов за вычетов обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен – колебались за 2002-2006 гг. от 11 до 19%. Наблюдается рост реальной начисленной среднемесячной заработной платы и реальной начисленной месячной пенсии (скорректированных на индекс потребительских цен) (см. табл. 1). Социально-экономическая ситуация выглядит весьма пристойно – темпы обесценивания доходов меньше, чем темпы их роста. Следовательно, уровень благосостояния растёт.

Таблица 1.

Динамика индекса потребительских цен и социальных показателей в России в 2002-2006 гг., в % к предыдущему году [ 4, с. 90]

Годы

Показатели

2002

2003

2004

2005

20061)

Потребительские цены

115,1

112,0

111,7

110,9

107,0

Реальные располагаемые доходы

114,6

119,3

111,4

113,4

111,22)

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника

110,2

114,7

106,3

114,9

80,3

Реальная начисленная месячная пенсия

111,7

106,7

103,8

112,9

100,7

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения

24,6

20,3

17,6

-

-

1) данные за январь-июль 2006 г.

2) данные за июль 2006 г. в % к июлю 2007 г.

Однако, инфляция в России не устраняет напряженную финансовую ситуацию в большинстве домашних хозяйствах. Основными признаками напряжения остаются – постоянная нехватка денежных средств, необходимых для приобретения потребительских товаров, оплаты жилищно-коммунальных и транспортных услуг; отсутствие возможностей для накопления и приобретения товаров длительного пользования, жилья. Достаточно большая группа населения находится за чертой бедности, остаётся высокой степень дифференциации доходов. К примеру, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но остаётся на высоком уровне (см. табл. 1). В 2002 г. она составляла 35,6 млн человек, в 2003 г. – 29,34, в 2004 г. – 25,2 млн. человек [ 4, с. 90] .

По мнению большинства опрошенных в результате проведённых социологических опросов инфляция в 2006 г. составляла 25%. Таким образом, разрыв между реальной и официальной инфляцией оказывается в 16%. Следовательно, в группу риска высокого обесценения доходов попадает большее число домашних хозяйств. Ранее проводившиеся социологические исследования подтвердили это, показав, что в группу наиболее острых проблем, волнующих население, входят высокие цены (95% опрошенных) [ 2, с. 135] .

Таким образом, инфляция не перестаёт быть асоциальным явлением, воспроизводящимся с определённой устойчивостью. В условиях высоких реальных темпов инфляции сложившийся неэффективный механизм социальной защиты населения становиться причинами бедственного социального положения отдельных групп населения.

В ситуации роста стоимости жизни многим домохозяйствам приходится искать дополнительные способы выживания, самообеспечения и улучшения своего материального положения. Таким образом, применительно к рассматриваемому объекту наиболее предпочтительно понимание адаптации как приспособления. Приспособление к инфляции может интерпретироваться как обусловлено-практическая деятельность, основное содержание которой составляет приспособление и привыкание к условиям, формам проявления и последствиям роста цен. Основной формой проявления инфляции выступает обесценивание доходов населения и как следствие – снижение материального благосостояния.

Любая форма адаптации человека или группы людей – это, прежде всего, адаптация физиологическая, которая имеет первостепенное значение для человека. В течении жизни и деятельности человека проявляются его физиологические способности и возможности – уровень здоровья, внимательность, выносливость, работоспособность. При возникновении “адаптивной ситуации” происходит столкновение социально-экономических целей человека с физиологическими способностями их освоения.

Важное значение для адаптанта имеет его социальное приспособление. Именно этот вид адаптации в обществе наиболее исследован. По мнению многих авторов, социальная адаптация представляет собой приспособление к меняющимся нормам и ценностям общества. Рычагами социального механизма адаптации являются культурные ценности и нормы поведения в обществе и организации, демографические признаки и статусные роли. Когда возникает “адаптивная ситуация” как некоторое несоответствие между субъектом и средой, происходит сопоставление субъектом своих индивидуальных целей, ценностей с общественными институтами, нормами и стереотипами поведения. Реакцией являются различные модели социального поведения сообразно/несообразно нормам, ценностям, демографическим признакам и социальному статусу.

Модификацией социальной адаптации является экономическое приспособление. Формой его является экономическая социализация, в результате которой формируется представление людей о значении труда, справедливости и равенстве, отношении к деньгам, богатству, бедности, собственности. Экономическая социализация реализуется, прежде всего, путём осуществления различных экономических ролей. Основным рычагом экономической адаптации является рационализм как стремление получать выгоду при минимальных затратах.

Таким образом, применительно к объекту данной работы, адаптация населения в условиях роста стоимости жизни есть единство всех основных видов приспособления – психофизиологического и социально-экономического. В рамках данной работы будут рассмотрены теоретически возможные социально-экономические и социально-психологические модели поведения населения в условиях роста цен и обесценения доходов.

Общая направленность поведения населения характеризует его адаптивную стратегию. Приспособление к инфляции может иметь пассивные формы – вынужденные изменения в поведении населения (снижение уровня и качества потребления путём экономии средств), и активные – объектно-субъектное преобразующее поведение населения (трудовая, коммерческая и финансовая деятельность). По способам мобильности домашние хозяйства могут быть предприимчивыми, мобилизационными или пассивными. Всякая адаптация направлена на результат. В зависимости от результата приспособление может быть восходящим и нисходящим.

Основными стратегиями домашних хозяйств с пассивным поведением являются экономия на собственном потреблении, распродажа вещей, приобретённых ранее, участие в общественных работах. В данном случае уровень и качество жизни существенно снижаются. Такие стратегии наиболее уязвимы для населения и характерны для безработных и низкооплачиваемых групп населения.

В зависимости от того, какие ресурсы имеются в собственности домашних хозяйств, можно выделить трудовую, коммерческую и финансовую адаптацию к росту потребительских цен. Домашние хозяйства в большей мере мобилизуют свои трудовые ресурсы – наличие профессионализма и его использование в полизанятости, использование личного подсобного хозяйства для улучшения своего материального положения. Дополнительная занятость остаётся для многих значимой стратегией, позволяющей приспособится к удорожанию жизни.

Если в низкодоходных группах населения приспособление к дорогой жизни есть стратегия выживания, то в средне- и высокодоходных группах – присутствует практическая заинтересованность сохранения и приумножения собсвенности и капитала. В данном случае преобладают коммерческие и финансовые формы приспособления – спекулятивные сделки, вложение денежных средств в недвижимость и сдача её в аренду, предоставление в заём денег, открытие банковских депозитов, вложение денежных средств в паевые инвестиционные фонды.

По способам мобильности возможна следующая классификация адаптивных стратегий: креативная (антрепренерство), мобилизационная и пассивная. Наиболее предпочтительна креативная адаптивная стратегия, когда домашние хозяйства идут на поиск нового места работы с более высокой оплатой труда, освоение новой более перспективной на современном рынке профессии, открытие собственного малого бизнеса. Мобилизационная стратегия предполагает использование собственных ресурсов – возможно объектов собственности, позволяющих получать дополнительные доходы, или профессии, позволяющей прирабатывать, или имеющихся накоплений, или наконец, использование личных подсобных хозяйств. До тех пор, пока ресурсы не начали иссякать, домохозяйство практикует ресурсный способ выживания, ничего при этом более не предпринимая. Пассивное поведение, при котором не предпринимается никаких действий, также свойственно отдельным домохозяйствам. Их пассивность является следствием того, что у них нет никаких дополнительных способов воздействия на ситуацию.

Адаптация как результат реализуется в следующих целях: рост уровня жизни; поддержание сложившегося уровня жизни и статуса; выживание в сложнейших социально-экономических условиях. С точки зрения результата можно классифицировать адаптацию на восходящую и нисходящую. Наибольшую эффективность имеет восходящая адаптация, т. е. стратегия, позволяющая улучшить социально-экономическое положение и статус человека. Улучшение и сохранение благосостояния возможно только при условиях, что темпы роста номинальных доходов населения либо превышают реальный уровень цен, либо равны ему.

При наличии постоянной инфляции у населения возникает массовая стратегия, называемая “инфляционными ожиданиями”. Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает вопрос влияния инфляции на доходы населения и других субъектов. Если все фирмы и население знают наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия повысят цены в 100 раз. Население будет требовать повышения заработной платы в 100 раз. Таким образом, никто существенно не пострадает. Но если цены неожиданно вырастут хотя бы на 10%, может произойти снижение доходности соответствующих предприятий и уровня доходов населения. Несбалансированность и непредсказуемость инфляции разрушает психологическую устойчивость людей, которые всё менее надеются на торможение роста цен [ 3, с. 135] .

Любая деятельность человека имеет психологические аспекты и закономерности. Поэтому адаптацию к изменениям окружающей среды, каковой выступает инфляция, можно рассматривать с точки зрения познавательного процесса – ощущения, восприятия, запоминания и мышления. “Психическая функция” социальной адаптации состоит в психической регуляции деятельности человека. Человек, имея нервно-психическую организацию, по-разному может реагировать на окружающую среду. Тип его темперамента зависит от врождённого типа высшей нервной системы, свойственной человеку.

Холерик в силу таких качеств как активность, деятельность, самостоятельность, подвижность быстро приспосабливается к изменению окружающих условий, чувствует себя уверенно, любит риск, новизну и жаждет деятельности. Видимо, основной выбор холерика выпадет на коммерческую стратегию адаптации к росту цен. Сангвиник также имеет высокую мобильность и работоспособность, но, в отличие от холерика, стремиться к стабильности. Видимо, его выбор будет сделан в сторону стабильных финансовых операций. Для флегматика уверенность, высокая работоспособность, большое терпение и самообладание являются адаптационным потенциалом, но, скорее всего, эти черты темперамента приведут к выбору не самой лучшей стратегии адаптации. Это, как правило, трудовая стратегия. Человек с меланхолическим типом темперамента скорее всего выберет негативные формы адаптации.

Социально-экономическая и социально-психологическая адаптация населения в условиях роста стоимости жизни, представленная в данной работе, выступает как частный случай приспособленческих процессов, носящих всеобщий характер, как в природной среде, так и в обществе. В связи с этим, с одной стороны, данный вид приспособления имеет общие черты с адаптацией в различных средах, с другой – конкретное проявление и специфический характер.

Распространённость и важность адаптации для функционирования живых организмов, жизнедеятельности человека и общества даёт основание для создания адапталогии – специальной науки об адаптациях – отрасли исследований, изучающей закономерности, общее и особенное процессов приспособления в различных средах, структуру и динамику приспособления. Рассмотрение адаптации в смысле приспособления населения к различным социально-экономическим трансформациям, в том числе инфляционным процессам, наполняет глубоким содержанием и расширяет знания адапталогии. Это предопределяет актуальность и дальнейшее исследование данной проблемы.

Литература

  1. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. – 260с.
  2. Гуревич М.А. Социальное самочувствие и адаптация населения крупного промышленного региона в период перехода к рыночным отношениям (на примере Челябинской области). – Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. – 199 с.
  3. Косьмин А.Д. Цены и ценообразование. Курс лекций, тесты и задачи. 2003. – 356 с.
  4. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 2002-2006 гг. // Вопросы статистики. – 2006. – № 10. – С. 82-93.
Хостинг от uCoz