2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"
РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ХАРАКТЕРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
Холодцева Елена Лиунгартовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра общей психологии и психологии развития, социально-психологический факультет, Государственное образовательное учреждение ВПО “Кемеровский государственный университет”, г. Кемерово, Россия, xollen (собака) rambler.ru spf (собака) kemsu.ru
Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей не только в современную эпоху. Об этом еще писали К. Хорни (1993), Э. Фромм (1995), Р. Фатхутдинов (2000) и другие. Чтобы понять природу данной ориентации, нужно принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе, не только задающего модель такой ориентации, но и являющегося основой, главным условием ее развития у человека в обществе [7; 8; 10].
Производитель пытается не только заранее определить спрос на “человеческий товар”, но и в некоторой степени контролировать его развитие. Э. Фромм назвал “рыночной ориентацией” – восприятие человеком себя как товара, имеющего меновую стоимость [5, 210]. Так рыночное понятие ценности, превосходство меновой ценности над полезной привело к сходному понятию ценности в отношении людей.
Принцип оценки на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажу предлагаются личности, на втором – товары. Ценностью в обоих случаях является меновая ценность, для которой полезная ценность необходимое, но не достаточное условие. Успех зависит, по большей части, от того, насколько хорошо человек умеет продавать себя на рынке; насколько хорошо он умеет подать себя; насколько привлекательна его “упаковка”; насколько он “бодр”, “крепок”, “энергичен”, “надежен”, “честолюбив”. Тип желательной личности – должен пользоваться спросом.
Таким образом, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом для выполнения поставленной задачи, но нужно еще быть способным вступить в конкурентные, состязательные отношения со многими другими. “Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества” – говорит К. Хорни [5]. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми, готовность к разворачиванию конфликта.
Следует отметить, что соперничество и потенциальная враждебность, которая ей сопутствует, проявляется в таком человеческом качестве как соревновательность. По мнению К. Хорни – “соперничество само по себе не является биологически обусловленным, а является результатом культурных условий и, более того, является одним из господствующих факторов в социальных отношениях” [5, 147]. Через социализацию включается механизм пробуждения у человека потенциальных возможностей, актуализация потенциально заложенных в человеке разнообразных линий и программ поведения, приводящих их "в рабочее состояние".
В условиях рыночной экономики различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности, высокой или низкой конкурентоспособности [7].
Теоретические и эмпирические исследования позволили доказать, что конкурентоспособность личности специалиста, как товара, может быть оценена не только по количественному (высокому, среднему или низкому) критерию, но и по качественному (структурному) составу показателя [9].
Наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг можно говорить о конкурентоспособной экономике, науке, культуре и о конкурентоспособной личности. По предположению Л. М. Митиной (2002), конкурентоспособность есть достижение и успех в деятельности. Конкурентоспособные личности значительно легче выдерживают кризис, поднимаясь затем на более высокий уровень развития. Е. Л. Богдановой (1992) “конкурентоспособность” определена, как степень развития индивида и его квалификации, то есть качественные характеристики работника [1].
Анализируя понятия “конкуренции” и “конкурентоспособность” в биологической, исторической, социальной, адаптационной и экономической парадигме мы приходим к следующим выводам:
Под конкурентоспособностью С. В. Рачина понимает объективную подготовленность и субъективную готовность работника участвовать в конкурентных отношениях, возникающих в трудовой сфере [6].
И. П. Данилов анализируя конкурентоспособность, рекомендует выделять следующие её категории: философскую как движущую силу общества; экономическую как основу существования; рыночную как соперничество на рынке; юридическую как подтверждающую соответствие законодательству; социальную как соответствующую требованиям социального развития организации, страны; психологическую как подтверждающую соответствие ожиданиям [4].
Можно говорить о том, что качество конкурентоспособности у человека формируется в процессе онтогенетического развития психики, сознания и личности, в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества (социальные факторы). Все свойства и качества индивидов (не только психические, но и анатомические, физиологические и т. д.) представляют собой разные, но неотрывные друг от друга уровни взаимодействия с внешним миром. Различие между указанными уровнями (морфологическим, физиологическим и психическим) состоит в том, что каждый последующий по отношению к предыдущему является более изменчивым, динамичным и пластичным. Тем самым, становится возможным все более адекватное отображение действительности.
В процессе возникновения и исторического развития, эволюции психики и поведения животных; процессе возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества (историческое формирование проблемы конкурентоспособности) проявляются в агрессивном поведении за выживание. Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами. Однако агрессия будет повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае, если выгода от нее превысит затраченные усилия. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.
В конкурентной борьбе как рыночной, так и биологической, у участников процесса проявляется конкурентоспособность как способность (качество субъекта). По определению Л.М. Митиной – это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития.
Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи, его самооценка зависит от условий, ему неподвластных. Такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов. Конкуренция порождает потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение – в психологическом плане приводит к тому, что человек чувствует себя изолированным, у него усиливается потребность в любви и привязанности.
На рынке труда, по мнению Е. Соловец (2004) немаловажный фактор конкурентоспособности – иерархия мотивов, то есть мотивационная основа поведения человека.
Анализ психологической литературы по проблеме конкурентоспособности позволил выделить факторы, влияющие на конкурентоспособность, специалистов обучающихся и работающих. Это: социально ориентированная направленность личности, которая чувствует и осознает социально-экономическую ситуацию в стране; может успешно предлагать себя на рынке труда, для чего необходима правовая, экономическая компетентность будущих специалистов, независимо от профессии; овладение системой социально-ориентированных технологий как способов организации уникального индивидуального опыта самоактуализации, самообучения, самовоспитания и самоанализа [11], постоянное стремление к самосовершенствованию [2], интеграция разных уровней и организационных форм образования и науки в единый рынок знаний [3].
Анализ понятия “конкурентоспособность”, по мнению С. Широбокова (2000), позволяет выделить четыре критерия сформированности качества подготовки субъекта (специалиста): профессиональные знания, коммуникативная культура, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии.
Конкурентоспособность, как новое качественное состояние специалиста можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочиванию всей системы жизнедеятельности [12].
Эмпирическое исследование (Е. Л. Холодцева, 2006) позволило утверждать что, конкурентоспособность личности – это разноуровневое личностное образование, которое интегрирует индивидуально-психологические характеристики личности с внешними показателями качества рабочей силы, определяя уровень (высокий, средний, низкий) и характер (адаптирующийся, индивидуализирующийся) конкурентоспособности. Конкурентоспособность проявляется в профессиональной деятельности как способность предвидеть, обновляться и использовать возможности для профессионального развития и успеха.
В завершении анализа основных подходов, описывающих конкурентоспособность личности как важнейшего основания профессионализма специалиста социальной сферы, готового осваивать социально-экономическое пространство, мы можем сформулировать основные положения.
В заключении необходимо подчеркнуть, что хотя ценность человека в новых условиях в большей степени определяется успехом в рыночной конкуренции, его личностная зрелость позволит противостоять рыночной ориентации характера за счет сформированного чувства собственного достоинства, самоуважения, собственной идентичности, ощущении себя творцом в деятельности. При рыночной ориентации человек сталкивается со своими собственными силами, как с товаром, отчужденным от него [7; 8].
Литература