2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"

РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ХАРАКТЕРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Холодцева Елена Лиунгартовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра общей психологии и психологии развития, социально-психологический факультет, Государственное образовательное учреждение ВПО “Кемеровский государственный университет”, г. Кемерово, Россия, xollen (собака) rambler.ru spf (собака) kemsu.ru

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей не только в современную эпоху. Об этом еще писали К. Хорни (1993), Э. Фромм (1995), Р. Фатхутдинов (2000) и другие. Чтобы понять природу данной ориентации, нужно принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе, не только задающего модель такой ориентации, но и являющегося основой, главным условием ее развития у человека в обществе [7; 8; 10].

Производитель пытается не только заранее определить спрос на “человеческий товар”, но и в некоторой степени контролировать его развитие. Э. Фромм назвал “рыночной ориентацией” – восприятие человеком себя как товара, имеющего меновую стоимость [5, 210]. Так рыночное понятие ценности, превосходство меновой ценности над полезной привело к сходному понятию ценности в отношении людей.

Принцип оценки на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажу предлагаются личности, на втором – товары. Ценностью в обоих случаях является меновая ценность, для которой полезная ценность необходимое, но не достаточное условие. Успех зависит, по большей части, от того, насколько хорошо человек умеет продавать себя на рынке; насколько хорошо он умеет подать себя; насколько привлекательна его “упаковка”; насколько он “бодр”, “крепок”, “энергичен”, “надежен”, “честолюбив”. Тип желательной личности – должен пользоваться спросом.

Таким образом, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом для выполнения поставленной задачи, но нужно еще быть способным вступить в конкурентные, состязательные отношения со многими другими. “Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества” – говорит К. Хорни [5]. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми, готовность к разворачиванию конфликта.

Следует отметить, что соперничество и потенциальная враждебность, которая ей сопутствует, проявляется в таком человеческом качестве как соревновательность. По мнению К. Хорни – “соперничество само по себе не является биологически обусловленным, а является результатом культурных условий и, более того, является одним из господствующих факторов в социальных отношениях” [5, 147]. Через социализацию включается механизм пробуждения у человека потенциальных возможностей, актуализация потенциально заложенных в человеке разнообразных линий и программ поведения, приводящих их "в рабочее состояние".

В условиях рыночной экономики различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности, высокой или низкой конкурентоспособности [7].

Теоретические и эмпирические исследования позволили доказать, что конкурентоспособность личности специалиста, как товара, может быть оценена не только по количественному (высокому, среднему или низкому) критерию, но и по качественному (структурному) составу показателя [9].

Наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг можно говорить о конкурентоспособной экономике, науке, культуре и о конкурентоспособной личности. По предположению Л. М. Митиной (2002), конкурентоспособность есть достижение и успех в деятельности. Конкурентоспособные личности значительно легче выдерживают кризис, поднимаясь затем на более высокий уровень развития. Е. Л. Богдановой (1992) “конкурентоспособность” определена, как степень развития индивида и его квалификации, то есть качественные характеристики работника [1].

Анализируя понятия “конкуренции” и “конкурентоспособность” в биологической, исторической, социальной, адаптационной и экономической парадигме мы приходим к следующим выводам:

Под конкурентоспособностью С. В. Рачина понимает объективную подготовленность и субъективную готовность работника участвовать в конкурентных отношениях, возникающих в трудовой сфере [6].

И. П. Данилов анализируя конкурентоспособность, рекомендует выделять следующие её категории: философскую как движущую силу общества; экономическую как основу существования; рыночную как соперничество на рынке; юридическую как подтверждающую соответствие законодательству; социальную как соответствующую требованиям социального развития организации, страны; психологическую как подтверждающую соответствие ожиданиям [4].

Можно говорить о том, что качество конкурентоспособности у человека формируется в процессе онтогенетического развития психики, сознания и личности, в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества (социальные факторы). Все свойства и качества индивидов (не только психические, но и анатомические, физиологические и т. д.) представляют собой разные, но неотрывные друг от друга уровни взаимодействия с внешним миром. Различие между указанными уровнями (морфологическим, физиологическим и психическим) состоит в том, что каждый последующий по отношению к предыдущему является более изменчивым, динамичным и пластичным. Тем самым, становится возможным все более адекватное отображение действительности.

В процессе возникновения и исторического развития, эволюции психики и поведения животных; процессе возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества (историческое формирование проблемы конкурентоспособности) проявляются в агрессивном поведении за выживание. Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами. Однако агрессия будет повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае, если выгода от нее превысит затраченные усилия. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

В конкурентной борьбе как рыночной, так и биологической, у участников процесса проявляется конкурентоспособность как способность (качество субъекта). По определению Л.М. Митиной – это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития.

Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи, его самооценка зависит от условий, ему неподвластных. Такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов. Конкуренция порождает потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение – в психологическом плане приводит к тому, что человек чувствует себя изолированным, у него усиливается потребность в любви и привязанности.

На рынке труда, по мнению Е. Соловец (2004) немаловажный фактор конкурентоспособности – иерархия мотивов, то есть мотивационная основа поведения человека.

Анализ психологической литературы по проблеме конкурентоспособности позволил выделить факторы, влияющие на конкурентоспособность, специалистов обучающихся и работающих. Это: социально ориентированная направленность личности, которая чувствует и осознает социально-экономическую ситуацию в стране; может успешно предлагать себя на рынке труда, для чего необходима правовая, экономическая компетентность будущих специалистов, независимо от профессии; овладение системой социально-ориентированных технологий как способов организации уникального индивидуального опыта самоактуализации, самообучения, самовоспитания и самоанализа [11], постоянное стремление к самосовершенствованию [2], интеграция разных уровней и организационных форм образования и науки в единый рынок знаний [3].

Анализ понятия “конкурентоспособность”, по мнению С. Широбокова (2000), позволяет выделить четыре критерия сформированности качества подготовки субъекта (специалиста): профессиональные знания, коммуникативная культура, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии.

Конкурентоспособность, как новое качественное состояние специалиста можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочиванию всей системы жизнедеятельности [12].

Эмпирическое исследование (Е. Л. Холодцева, 2006) позволило утверждать что, конкурентоспособность личности – это разноуровневое личностное образование, которое интегрирует индивидуально-психологические характеристики личности с внешними показателями качества рабочей силы, определяя уровень (высокий, средний, низкий) и характер (адаптирующийся, индивидуализирующийся) конкурентоспособности. Конкурентоспособность проявляется в профессиональной деятельности как способность предвидеть, обновляться и использовать возможности для профессионального развития и успеха.

В завершении анализа основных подходов, описывающих конкурентоспособность личности как важнейшего основания профессионализма специалиста социальной сферы, готового осваивать социально-экономическое пространство, мы можем сформулировать основные положения.

  1. Конкурентоспособность как успешная самореализация личности, реализация личностного потенциала во вне, можно понимать как объективную подготовленность и субъективную готовность участвовать в конкурентных отношениях, возникающих в условиях рынка.
  2. Невозможность достижения успеха в конкурентной борьбе воздействует на чувство самоуважения работника. Заниженная самооценка приводит к тому, что человек чувствует себя изолированным. Чувство эмоциональной, социальной изоляции усиливается при осознании невозможности проявить свою индивидуальность.

В заключении необходимо подчеркнуть, что хотя ценность человека в новых условиях в большей степени определяется успехом в рыночной конкуренции, его личностная зрелость позволит противостоять рыночной ориентации характера за счет сформированного чувства собственного достоинства, самоуважения, собственной идентичности, ощущении себя творцом в деятельности. При рыночной ориентации человек сталкивается со своими собственными силами, как с товаром, отчужденным от него [7; 8].

Литература

  1. Богданова, Е. Л. Конкурентоспособность работников на предприятии (методологический аспект) [Текст] / Е. Л. Богданова // Социологические исследования. – М., 1992. – № 11. – С. 11–13.
  2. Засобина, А. А. Разработка проекта “портфолио” для студентов гуманитарных специальностей [Текст] / А. А. Засобина, М. М. Шехтер // Инновации молодых. Работы лауреатов Всероссийского конкурса научно.-технич. и инновационных работ по гуманитарным наукам среди студентов Высших учебных заведений: В 3 ч. – Иваново: Иван. Гос.ун-т, 2003. Ч. 1. – С. 183–200.
  3. Кураков, А. Конкурентоспособность как необходимое условие развития личности [Текст] / А. Кураков // Развитие личности. – Б.м. – 2004. – № 2. – С. 195–207.
  4. Рачина, С. В. Профессиональное воспитание как средство формирования конкурентоспособного рабочего (на примере Республики Коми) [Текст]: Автореф . дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ин-т проф. тех. образ. РАО. – СПб., 1998. – 23 с.
  5. Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2003. – 768с.
  6. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема [Текст] / Р. А. Фатхутдинов // Высшее образование в России. – 1999. – № 2. – С. 18–22.
  7. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. – М.: Республика 1993. – 415с.
  8. Фромм, Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики [Текст] / Э Фром. – Минск: Коллегиум, 1992.- 253с.
  9. Холодцева, Е. Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы [Текст] / Е. Л. Холодцева. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01. – Барнаул, БГПУ. – 2006. – 214 с.
  10. Хорни, К. Ваши внутренние конфликты [Текст] / К. Хорни. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 558с.
  11. Шаповалов, В. И. Формируем конкурентоспособную личность [Текст] / В. И. Шаповалов // Школьные технологии. – Б.м. – 2003. – № 3. – С. 38–44.
  12. Широбоков, С. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в России и Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс]. // Интернет: http://www.prof.msu.ru./publ/conf/conf46.htm.

 

 



Хостинг от uCoz