2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"

Гендерные особенности экономического сознания старшеклассников

Семенов Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, заведующий лабораторией экономической психологии, Омский государственный технический университет, г.Омск, Россия, musemenov@gmail.com

Вводные положения. Эмпирическое изучение экономического сознания детей и подростков представляет как теоретический, так и практический интерес. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это усиление роли молодежи как фактора экономической жизни страны. Во-вторых, недостаточный уровень разработанности данной проблемы в науке. В-третьих, это активное развитие социальных институтов, участвующих в экономической социализации детей и подростков.

Большинство современных теорий развития экономического сознания подростка, считают А.Фернам и М.Аргайл, подтверждают точку зрения Жана Пиаже на развитие экономических представлений у ребенка. Теории развития экономического сознания подростка можно разделить на три группы. В одних, ориентированных на выделение этапов и стадий, последовательность развития фиксирована, при этом существует идеальное конечное состояние, к которому дети и подростки неизбежно приближаются в процессе своего развития. Некоторые характеристики поведения на новом этапе достаточно сильно отличаются от характеристик на предыдущем этапе, что позволяет определить стадию, к которой следует отнести ребенка или подростка. В теориях, ориентированных на непрерывный процесс, напротив, не предполагается наличия единственной финальной стадии, к которой неизбежно движется развитие, поскольку большее влияние приписывается средовым воздействиям, которые и создают многообразие связанных с развитием реакций. В результате логического развития данных теорий получается типология экономического сознания. Промежуточная точка зрения состоит в том, что развивающийся индивидуум большую часть времени пребывает на одной из нескольких характерных стадий, совершая короткие, скачкообразные переходы между стадиями (Фернам А., Аргайл М., 2005).

А.В. Бояринцева показала, что на экономическое поведение подростка существенное влияние оказывают такой фактор внешней среды как семья, воздействующий через родителей как основных, а главное, значимых посредников в передаче социального опыта потребления от общества к ребенку. Для подростка помимо факторов, влияющих непосредственно через семью, выделились такие, как референтная группа сверстников, средства массовой информации и другие контактные взрослые, берущие на себя роль партнера по общению (Бояринцева А.В., 1994).

В результате исследования Л.Г.Борисовой было установлено, что наличие денежных средств — обязательное условие становление экономического сознания активных потребителей (Борисова Л.Г., 2001). Аналогичные данные получены и в исследовании Т.В.Гусевой, которая изучала формирование потребительского поведения дошкольников (Гусева Т.В., 2005).

Следует заметить, что согласно российскому законодательству подростки с 14 лет могут выступать активными субъектами экономических отношений и быть зарегистрированы в качестве частных предпринимателей. Практически все старшеклассники могут реализовать основные экономические функции: производителя, покупателя, потребителя, продавца, предпринимателя и плательщика налогов (Карнышев А.Д., 2004). Однако социальная ситуация старшеклассника и взрослого человека, скажем 30 лет, кардинально отличается. У старшего подростка нет собственного домохозяйства, финансовой независимости со всеми вытекающими последствиями. Лишь единицы реально вступают во взрослые экономические отношения и выполняют соответствующие роли (Буренина С.Ю., 2000).

В большинстве работ по экономической психологии дается ссылка на исследование гендерных различий экономического поведения подростков, выполненное американским психологом Преви (Ргеvеу). По результатам его исследования можно утверждать, что существуют гендерные различия в обращении подростков с деньгами. Так, родители мальчиков предоставляют им большие возможности в приобретении опыта обращения с деньгами, нежели девочкам. Родители чаще обсуждают с мальчиками планирование семейного бюджета, планов на приобретение товаров. Был сделан вывод, что мальчиков обеспечивали большими возможностями приобретения опыта обращения с деньгами, чем девушек. Особенно четко это проявлялось в родительском поощрении заработков, а также в обсуждении с детьми семейного бюджета, финансовых "проблем, расходов и целей. Оказалось, что “уроки” родителей не пропадают даром: они положительно связаны с последующим умением молодых людей распоряжаться финансовыми ресурсами в начале самостоятельной, взрослой жизни (Фернам А., Аргайл М., 2005).

Пол - комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивид как мужской или женский организм. В современных публикациях по гуманитарным наукам наряду с термином “половые различия” все чаще употребляется понятие “гендерные различия” или “гендерные особенности” (Кон И.С., 2007). В нашей статье мы будем использовать понятия “половые” и “гендерные” как синонимы.

В.А. Геодакян видит целесообразность наличия двух полов в их специализации по двум главным альтернативным направлениям эволюционного процесса: мужской пол реализует “прогрессивную” тенденцию (изменчивость), а женский - “консервативную” (наследственность), обеспечивая неизменность потомства от поколения к поколению. Женский пол филогенетически более устойчивый (ригидный), но зато онтогенетически более пластичный. Мужской пол - филогенетически менее устойчивый (более пластичный), но онтогенетически – ригидный. Это, как полагает В.А. Геодакян, справедливо и по отношению к психологическим признакам, которые у человека эволюционно моложе, чем морфофизиологические (Геодакян В.А., 1989). Однако А.Ф.Филатова замечает, что не все психические свойства мужчин и женщин “зависят от их половой принадлежности, и даже там, где такая детерминация определенно существует, она опосредуется и видоизменяется условиями среды, воспитания, родом деятельности” (Филатова А.Ф., 2006. С.132-133).

Сравнение результатов исследований в рамках гендерной психологии, экономической психологии и возрастной психологии может служить основанием для прогнозирования особенностей экономического сознания старшеклассников разного пола. Опираясь на идеи В.А. Геодакяна, мы можем предположить, что различия в экономическом сознании между юношами и девушками-старшекласниками отражают вектор развития экономического сознания в филогенезе.

Так можно предположить, что юноши более высоко, чем девушки, оценивают свою конкурентоспособность и свои возможности в повышении экономической успешности. Ценности материальной обеспеченности и богатства в качестве жизненных целей более важны для старшеклассников мужского пола, чем для женского. У них есть специфические особенности потребительского поведения. Юношам свойственно стремление к новому в сочетании с высокой динамичностью накопления собственного опыта и разнообразием интересов. У юношей можно обнаружить больше различий в разнообразных характеристиках экономического сознания, чем у девушек. С другой стороны установки юношей более консервативны, при этом они склонны больше экспериментировать и доверять своему опыту, что на фоне слабой связи с ближайшими родственниками в качестве референтной делает группу сверстников. Юноши в большей степени склонны к экономическим проступкам и правонарушениям, чем девушки. Кроме того, юношам свойственны способность к переключению с одних форм экономического поведения на другие, легкость перехода от одной деятельности к другой.

Девушки психологически больше привязаны к определенному, семейные экономические нормы они знают лучше и осваивают раньше. Их больше интересует конкретные экономические действия, больше волнуют близкие экономические проблемы, чем отдаленные. Ценности материальной обеспеченности и богатства в качестве жизненных целей им менее важны. Девушки более чувствительны к чужим страданиям, чаще оказывают материальную помощь знакомым, их эмоции, связанные с экономическими явлениями и экономическим поведением, более разнообразны. Девушки обладают хорошо развитым восприятием экономических отношений, лучшей памятью и более способны к обучению, чем юноши. Следует отметить, что данные положения являются гипотетическими и нуждаются в эмпирической проверке.

Методы исследования

Теоретической основой нам послужили следующие положения. Экономическое сознание – это социальные представления, установки, отношение, оценки, мнения личности о различных явлениях экономического содержания (экономических объектах). Выделяют две основные функции экономического сознания: отражение объективной экономической реальности и создании модели экономической сферы жизни, а также регулирование и изменение окружающего мира и самого себя в ней.

Большинство исследователей утверждают, что к 15-16 годам у старшеклассников формируется экономическое сознание, близкое по структуре и содержанию взрослым людям. Следовательно, можно говорить о формировании близкого к взрослому когнитивного уровня развития экономического сознания старшеклассников, но остальные аспекты, предположительно, остаются все еще не достаточно развитыми и дифференцированными. Проводя сравнение между психологическими и поведенческими характеристиками старшеклассников разного пола, можно выделить наиболее существенные для нашего исследования различия в экономическом сознании. Итак, цель исследования: изучение гендерных особенностей экономического сознания старшеклассников; объект исследования: экономическое сознание старшеклассников; предмет исследования: гендерные особенности экономического сознания старшеклассников.

Гипотеза: мы предполагаем, что у юношей и девушек – старшеклассников 15-16 лет – существуют особенности экономического сознания, определяемые их гендером. Эти особенности экономического сознания проявляются на уровне экономических ценностей, экономических социальных установок и в экономическом поведении.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач использовались опросники и стандартизированное интервью. Стандартизированное интервью позволяет зафиксировать следующие параметры объекта: социально-демографические и экономико-психологические характеристики, оцениваемые на основе стандартизированной программы исследования экономико-психологических характеристик личности (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б., 2003).

В стандартизированное интервью вошли следующие параметры: 1) пол и возраст; 2) уровень денежных притязаний (уровень ежемесячного дохода, позволяющий считать себя богатым человеком); размер самостоятельных расходов в месяц; субъективная удовлетворенность размером расходов; характеристика источников доходов. Анкета для изучения предпочтения предпринимательского/ исполнительского характера будущей работы, включающая 5 шкал: Напряженный/ комфортный труд, Исполнитель/ Руководитель, Экономический риск/ Стабильность, Наемный работник/ Собственник, Высокий/ Низкий доход. Данный блок анкеты позволял также оценить толерантность испытуемых к экономической конкуренции. Предпочтение высокого дохода, владения собственностью и руководства предприятием предполагает высокий экономический риск и напряженный труд. Противоречия в выборах отражает несформированность установок на экономическую конкуренцию.

Место денег в системе ценностей определялось с помощью модифицированной методики ценностного спектра Д.А. Леонтьева с использованием параметров методики исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова (Леонтьев Д.А., 1992).

Также изучались характеристики денежных аттитюдов с помощью модифицированного опросника А.Фернема (Фернам А., Аргайл М., 2005). В опроснике А.Фернема с учетом возраста и социального опыта испытуемых для облегчения понимания в содержании части вопросов были сделаны упрощения формулировок. Также были добавлены несколько вопросов, отражающих характерное денежное поведение в данной возрастной группе. Часть утверждений была исключена из опросника в силу их неспецифичности для социально-экономических условий в России. Всего использовалось 45 утверждений (Семенов М.Ю., Мацнев Ю.В., 2005). Таким образом, комплекс методик позволил описать существенные структурные, количественные и качественные особенности экономического сознания и отношения к деньгам у молодых людей.

В эмпирическом исследовании участвовали 136 испытуемых в возрасте 15-16 лет, учащиеся школ г.Омска. Из них 40 – мальчиков и 96 – девушек. Сбор данных проходил в течение 2005-2006 учебного года после уроков в нескольких общеобразовательных школах г. Омска. Приглашались только желающие, поэтому количество девушек более чем в 2 раза превышает количество мальчиков. Но для целей нашего исследования это не играет существенной роли, так как анализ результатов нацелен на изучение гендерных различий и проводился методом межгруппового сравнения.

Анализ и обсуждение результатов

Анализ полученных результатов проходил по основным параметрам исследования в ключе сравнения и оценки различий между мальчиками и девочками, что позволяло выявить многогранность и разноплановость гендерных различий экономического сознания старших подростков. Для оценки достоверности различий в качестве статистических методов оценки использовались критерии Стьюдента для интервальных шкал и Манна-Уитни для порядковых шкал.

Уровень ежемесячного дохода, позволяющий считать себя богатым человеком, характеризует уровень денежных притязаний. Обобщенные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня ежемесячного дохода, позволяющая считать себя богатым человеком

Пол

Среднее арифметическое

Стандартное отклонение

Желаемые доходы

мальчики

268 675 руб.

336 767 руб.

девочки

170 769 руб.

314 583 руб.

В среднем по группе уровень денежных притязаний составляет около 200 000 рублей в месяц, при этом медиана – 50 000 руб., а мода – 30 000 руб. У 13 человек (10% от выборки, 5 мальчиков и 8 девочек) желаемый доход составляет более 1 млн. рублей в месяц (см. рисунок 1). За счет этих 10 % испытуемых средняя отличается от медианы в 4 раза, т.е. данные этих 10% можно проинтерпретировать как выраженную эмоциональную реакцию, что словами можно выразить как “бесконечно много”.

Рис. 1. Оценка уровня ежемесячного дохода, позволяющего считать себя богатым человеком.

В целом у мальчиков уровень денежных притязаний выше, чем у девочек (t = 1,614 при r Ј 0,1). Это означает, что мальчики в большей степени стремятся к получению максимально возможного дохода. С другой стороны, эти результаты могут свидетельствовать о завышенном уровне притязаний и неадекватной самооценке, которая может быть вызвана тревожностью и неуверенностью мальчиков в отношении своей финансовой состоятельности.

В дальнейшем для сравнения уровня денежных притязаний с другими показателями оценку доходов свыше 1 млн. рублей мы приняли за 1 млн. рублей, чтобы абсолютные значения уровня притязаний не перекрывали относительно небольшие значения.

Размер личных расходов в месяц определялся по ответу на вопрос “Какую сумму денег Вы самостоятельно тратите на себя за месяц?”. Обобщенные результаты представлены в таблице 2 .

Таблица 2. Оценка уровня самостоятельных расходов в месяц

Пол

Среднее арифметическое

Стандартное отклонение

Затраты в месяц

мальчики

632 руб.

774 руб.

девочки

757 руб.

939 руб.

В среднем мальчики тратят 632 рубля в месяц, а девочки несколько больше – 757 рублей в месяц. Девочки оценивают свои расходы несколько выше, чем мальчики, однако эти различия не существенны (t = 0,749 при r Ј 0,4). Следовательно, можно сделать вывод о том, что не существует гендерных особенностей в уровне самостоятельных расходов у старших подростков.

Субъективная удовлетворенность размером расходов измерялась с помощью вопроса “Эта сумма удовлетворяет Ваши потребности?” и семибальной шкалы с вариантами ответов. Обобщенные результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Оценка уровня самостоятельных расходов в месяц в целом по группе.

И у мальчиков и у девочек медиана оценки субъективной удовлетворенности составляет 4 балла. В среднем мальчики и девочки оценивают уровень удовлетворенности размером расходов как “достаточные примерно наполовину”. Хотя девочки оценивают свои расходы немного выше, чем мальчики, если судить по графику на рисунке 3, однако различия в уровне удовлетворенности размером своих расходов не существенны (U = 1851 при r Ј 0,7).

Рис. 3. Различия в степени удовлетворенности размером расходов между мальчиками и девочками.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что не существует гендерных особенностей в степени удовлетворенности размером личных расходов у старших подростков.

Теперь попробуем соотнести уровень личных расходов с уровнем финансовых притязаний и степенью удовлетворенности личными расходами. Для количественной оценки этих соотношений проведем корреляционный анализ, применив коэффициент ранговой корреляции Спирмена, т.к. шкала удовлетворенности – ранговая. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Корреляция степени удовлетворенности размером личных расходов, уровнем финансовых притязаний и собственно размером личных расходов

Мальчики

Девочки

Размер личных расходов

Степень удовлетворенности размером личных расходов

Размер личных расходов

Степень удовлетворенности размером личных расходов

Уровень финансовых притязаний

0,39**

-0,10

0,02

-0,07

Размер личных расходов

1

0,04

1

-0,03

Примечание: ** r Ј 0,05

Из таблицы 3 мы видим, что линейная зависимость обнаружена только у мальчиков и только в отношении размера личных расходов и уровня финансовых притязаний. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что чем больше у мальчиков размер личных расходов, тем выше у них уровень финансовых притязаний. Такая ситуация возможна, если мальчики-подростки с более высоким уровнем финансовых притязаний получают больше денег на личные расходы. Корреляционный анализ не позволяет выявить причинно-следственные связи.

Однако отсутствие корреляций между прочими параметрами говорит лишь о том, что не обнаружено линейных зависимостей, но могут существовать и нелинейные. Для выявления нелинейных взаимосвязей между степени удовлетворенности размером личных расходов, уровнем финансовых притязаний и собственно размером личных расходов мы рассмотрим таблицы кросстабуляций и построим графики распределения частот.

Оценка соотношения личных расходов подростков и удовлетворенности ими показывает (см. таблицу 4), что не обнаружено существенных различий в уровне расходов у мальчиков и девочек на всех уровнях удовлетворенности, за исключением уровней максимальной удовлетворенности.

Таблица 4. Соотношение степени удовлетворенности размером личных расходов и собственно размером личных расходов (оценка по медиане)

Степень удовлетворенности личными расходами

размер личных расходов (оценка по медиане)

мальчики

девочки

1 - совершенно не удовлетворяет

400

500

2 - в основном не удовлетворяет

350

350

3 - менее чем наполовину

400

325

4 - примерно наполовину

300

400

5 - более чем наполовину

500

300

6 - в основном удовлетворяет

250

500

7 - полностью удовлетворяет

1000

500

Рис. 4. Различия между мальчиками и девочками в соотношении степени удовлетворенности размером личных расходов и собственно размером личных расходов (оценка по медиане).

В случае, когда размер личных расходов в основном удовлетворяет или удовлетворяет полностью, у девочек составляет 500 рублей в месяц, а у мальчиков – 250 и 1000, т.е. разница с девочками – в 2 раза.

Финансовая неудовлетворенность может выступать как мотивирующий фактор и способствовать повышению уровня финансовых притязаний подростков.

На таблице 5 и рисунке 5 заметно, что соотношение между степенью удовлетворенности размером расходов и уровнем финансовых притязаний у девочек в целом напоминает U-образную кривую, т.е. наибольший уровень денежных притязаний у тех девочек, кто имеет минимальную и максимальную удовлетворенность.

Таблица 5. Соотношение степени удовлетворенности размером личных расходов и уровень финансовых притязаний (руб./мес.)

Степень удовлетворенности личными расходами

уровень финансовых притязаний

(средние арифметические)

все

мальчики

девочки

1 - совершенно не удовлетворяет

342 647

220 000

409 545

2 – в основном не удовлетворяет

205 550

403 750

156 000

3 - менее чем наполовину

234 091

440 000

116 429

4 – примерно наполовину

125 274

231 818

66 675

5 - более чем наполовину

141 250

58 000

200 714

6 – в основном удовлетворяет

151 550

268 857

122 223

7 - полностью удовлетворяет

425 668

443 333

415 100

У мальчиков картина соотношения между степенью удовлетворенности размером личных расходов и уровнем финансовых притязаний несколько отличается в зоне неудовлетворенности (“в основном не удовлетворяет” и “менее чем наполовину”).

Рис. 5. Различия между мальчиками и девочками в соотношении степени удовлетворенности размером личных расходов и уровнем финансовых притязаний.

Если у девочек такой уровень удовлетворенности соответствует достаточно низкому уровню притязаний, то у мальчиков, наоборот, очень сильно стимулирует рост притязаний. Однако самый низкий уровень неудовлетворенности личными расходами (“совершенно не удовлетворяет”) у мальчиков способствует снижению уровня притязаний, в то время как у девочек при такой низкой удовлетворенности уровень финансовых притязаний – один из максимальных.

Рассмотрим источники получения денег у подростков. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6. Источники получения денег у подростков, в % от группы

Источник получения денег 

Все

Мальчики

Девочки

1) родители дают фиксированную сумму

23

25

22

2) родители дают деньги, когда попросите

82

85

80

3) оставляете себе сдачу после покупок

35

43

31

4) деньги дают другие родственники

21

20

21

5) сам зарабатываю

13

23

9

6) деньги берете дома, сами, не отчитываясь перед родителями

4

5

4

У мальчиков в среднем 2 источника получения денег, а у девочек – 1,7, т.е. мальчики имеют больше источников доходов, чем девочки (см. график на рисунке 6).

Рис. 6. Распределение количества источников получения денег у подростков разного пола.

Основным источником доходов подростков являются родители, которые обычно дают деньги по просьбе детей (в 82 % случаев) или регулярно выдают фиксированную сумму (в 23% случаев). Четко нерегулируемым, но распространенным источником доходов подростков является остающаяся сдача (у 35% подростков). Каждый пятый подросток получает деньги от родственников, а каждый восьмой – зарабатывает сам. Лишь 5% подростков тратят деньги без отчета перед родителями. Таким образом, лишь около 25% подростков регулярно получают карманные деньги и самостоятельно их расходуют. В большинстве случаев подростки не имеют постоянного источника денег.

Мальчики по сравнению с девочками чаще оставляют сдачу и чаще зарабатывают сами. По остальным источникам денег существенных различий не обнаружено.

Итак, основным источником доходов подростков являются родители. 23 % мальчиков и 9 % девочек уже имеют самостоятельный заработок. Мальчики имеют больше источников доходов, чем девочки, они чаще оставляют сдачу и чаще зарабатывают сами.

Значение денег для реализации жизненных ценностей подростков отражает приоритеты, цели, ценности, личностные смыслы мальчиков и девочек в их экономической активности. Низкая значимость означает, что данные ценности реализуются внеэкономическими способами или вне экономических отношений.

Подростки считают, что деньги наиболее важны для реализации таких ценностей, как “осуществить себя”, “реализовать все свои возможности”, “сделать хорошую карьеру” и “получать удовольствие”. Это означает, что подростки связывают свою самореализацию и получение удовольствий с экономическими условиями и экономической активностью.

Различия между мальчиками и девочками в оценке ценностей с точки зрения из реализации посредством денег были обнаружены в пяти ценностях из двадцати четырех (см. таблицу 7).

Таблица 7. Жизненные ценности подростков, реализуемые посредством экономических ресурсов, по которым обнаружены различия между группами мальчиков и девочек

Ценности 

Мальчики

Девочки

U Манна-Уитни 

№1 - Помогать другим людям

3,2

3,7

1535*

№6 - Быть с близким человеком

4,3

3,7

1582*

№7 - Передать все лучшее своим детям

4,6

5,3

1498*

№15 - Жить ради своей семьи

4,6

3,7

1433**

Примечание: * - r Ј 0,1 ** - r Ј 0,05

Рис. 7. Различия между мальчиками и девочками в отношении экономических ценностей. Примечание: 1 - Помогать другим людям; 6 - Быть с близким человеком; 7 - Передать все лучшее своим детям; 15 - Жить ради своей семьи.

У девочек более важными по сравнению с мальчиками стали такие ценности, как “Помогать другим людям” (U = 1535, при r Ј 0,1) и “Передать все лучшее своим детям” (U = 1498, при r Ј 0,1). Здесь явно выделяется преобладание у девочек в экономических отношениях ценностей помощи другим людям и заботе о своих будущих детях.

У мальчиков по сравнению с девочками более важными стали такие ценности, как “Быть с близким человеком” (U = 1582, при r Ј 0,1) и “Жить ради своей семьи” (U = 1433, при r Ј 0,05). Таким образом, можно сделать вывод о том, что мальчики рассматривают реализацию ценности создания и сохранения собственной семьи посредством экономической активности.

Здесь явно выделяется преобладание у старшеклассников обоего пола в экономических отношениях ценностей, связанных со своим ближайшим социальным окружением и родственными отношениями.

Важной характеристикой экономического сознания является толерантность к экономической конкуренции, готовность к риску и предпринимательству. Предпочтения предпринимательского или исполнительского характера будущей работы оценивались испытуемыми по 5 шкалам. Для предпринимательского труда характерны напряженный труд, работа руководителем, постоянный экономический риск по отношению к своей собственности, высокий доход. Результаты оценки предпочтений факторов труда представлены в таблице 8.

Таблица 8. Оценка предпочтений факторов труда у мальчиков и девочек и оценка различий между этими группами

Факторы труда

мальчики

девочки

U Манна-Уитни

Напряженный/комфортный труд

5,4

5,7

1592

Исполнитель/Руководитель

5,3

5,5

1793

Экономический риск /Стабильность

5,7

5,8

1653

Наемный работник/Собственник

5,1

5,8

1523*

Высокий/Низкий доход

1,8 (5,2)

1,5 (5,5)

1541*

Примечание: * r Ј 0,1

Общие тенденции предпочтений факторов труда совпадают у мальчиков и девочек: комфортный труд, работа руководителем, экономическая стабильность по отношению к своему бизнесу и своей собственности, высокий доход. Такие установки характеризуют инфантильное отношение к экономической конкуренции, не готовность к экономической конкуренции, поскольку предполагают минимальное участие в труде: комфортные условия труда и минимальные риски (см. график на рисунке 8).

Рис. 8. Оценка предпочтений факторов труда у мальчиков и девочек.

Эти внутренне конфликтные тенденции в большей степени характерны девочкам: они в большей степени отдают предпочтение высоким доходам (U = 1541, при r Ј 0,1) и частной собственности на производственный капитал (U = 1523, при r Ј 0,1). Результаты оценки достоверности различий в предпочтениях факторов труда у мальчиков и девочек представлены в таблице 9.

Рис. 9. Взаимосвязь оценок предпочтений факторов труда у мальчиков. Примечание: сплошная линия – прямая корреляция, пунктирная линия – обратная корреляция.

Корреляционный анализ результатов предпочтений факторов труда с использование коэффициента корреляции Спирмена позволяет выявить устойчивые комплексы взаимосвязанных оценок.

У мальчиков “сердцевиной” корреляционного комплекса являются факторы “Комфортный труд” — “Собственник” — “Руководитель” (см. рисунок 9). Ключевой фактор “собственник” несет на себе психологическую нагрузку самостоятельности, независимости, чувство хозяина. Сочетание приоритетов “собственника и руководителя” определяет права и возможности принимать собственные решения, определять стратегию деятельности предприятия. С другой стороны сочетание “собственник – комфортный труд” предполагает создание особых щадящих, комфортных, льготных условий для себя как хозяина, владельца предприятия. Оставшиеся взаимосвязи раскрывают содержание понятия “комфортный труд”: это высокий доход и стабильность бизнеса.

Рис. 10. Взаимосвязь оценок предпочтений факторов труда у девочек. Примечание: сплошная линия – прямая корреляция, пунктирная линия – обратная корреляция.

У девочек можно наблюдать аналогичную картину, при чем выявленные у мальчиков взаимосвязи у девочек выражены в большей степени (см. рисунок 10). Так девочки связывают стабильность и высокую зарплату не только с комфортным трудом, но и с собственностью. Последняя оказалась наиболее важным фактором, если судить по количеству связей с остальными параметрами.

Экономические установки к различным экономическим явлениям отражают специфику экономического сознания. Максимальный уровень согласия испытуемых отражает активность экономических установок. Наиболее актуальными можно считать следующие установки современных подростков: “Я чувствую себя более свободным, когда у меня есть деньги”; “Я часто использую деньги, чтобы влиять на соперников или врагов”; “Случается, что я нахожу на улице деньги”; “Я коплю деньги “на черный день”.

Из 45 установок различия в ответах между мальчиками и девочками обнаружены лишь по 5 установкам (см. таблицу 9).

Таблица 9. Экономические установки мальчиков и девочек, по которым обнаружены различия между этими группами

Экономические установки 

Мальчики

Девочки

U Манна-Уитни 

1 - Я часто покупаю ненужные мне вещи только из-за того, что цена на них снижена

1,7

2,1

1629*

2 - Даже если у меня много денег, я чувствую вину, тратя деньги

2,1

2,5

1608*

29 - Мое финансовое положение лучше, чем думают большинство моих друзей

3,6

3

1565*

36 – Я думаю о деньгах чаще, чем другие

2,9

2,1

1511*

43 – Я раскладываю деньги в кошельке аккуратно по достоинству

4,2

3,4

1557*

Примечание: * r Ј 0,1

Девочки считают, что чаще покупаю ненужные вещи только из-за того, что цена на них снижена, т.е. более подвержены импульсивным покупкам (U=1629, при r Ј 0,1). При этом девочки чаще испытывают чувство вины, тратя деньги (U=1608, при r Ј 0,1). Таким образом, экономические установки девочек, отличающиеся от мальчиков, в большей степени сконцентрированы на покупках и расходовании денег.

Рис. 11. Различия между мальчиками и девочками в отношении экономических установок.

Примечание: 1 - Я часто покупаю ненужные мне вещи только из-за того, что цена на них снижена; 2 - Даже если у меня много денег, я чувствую вину, тратя деньги; 29 - Мое финансовое положение лучше, чем думают большинство моих друзей; 36 - Я думаю о деньгах чаще, чем другие; 43 - Я раскладываю деньги в кошельке аккуратно по достоинству

Мальчики считают, их финансовое положение лучше, чем думают большинство их друзей (U=1565, при r Ј 0,1), чаще думают о деньгах (U=1511, при r Ј 0,1), аккуратней обращаются с деньгами, раскладывая деньги в кошельке по достоинству (U=1557, при r Ј 0,1). Таким образом, у мальчиков экономические установки сконцентрированы на финансовой состоятельности.

Таким образом, на основании полученных результатов эмпирического исследования мы можем утверждать, что у старшеклассников существуют особенности экономического сознания, определяемые их гендером. Эти особенности экономического сознания проявляются на уровне экономических ценностей, экономических социальных установок и в экономическом поведении. Это означает, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Выводы

Под экономическим сознанием понимают социальные представления, установки, отношение, оценки, мнения личности о различных явлениях экономического содержания (экономических объектах). Выделяют две основные функции экономического сознания: отражение объективной экономической реальности и создании модели экономической сферы жизни, а также регулирование и изменение материальной стороны окружающего мира и самого себя в ней.

Большинство современных теорий развития экономического сознания подростка подтверждают точку зрения Жана Пиаже на развитие экономических представлений у ребенка. Условно теории развития экономического сознания подростка можно разделить на три группы: ориентированные на выделение этапов и стадий; ориентированные на непрерывный процесс и промежуточная точка зрения.

Экономика и общество переплетаются сложным образом, и не существует ясной и простой области экономического знания вне более широкого социального мира, в котором происходит социализация ребенка. Важность определения окружения ребенка является принципиальным моментом в объяснении экономического поведения и экономического сознания.

Большинство исследователей утверждают, что к возрасту 15-16 лет у старшеклассников формируется экономическое сознание, близкое по структуре и содержанию взрослым людям. Однако социальная ситуация молодого и взрослого человека кардинально отличается. Следовательно, можно говорить о формировании близкого к взрослому когнитивного уровня развития экономического сознания старшеклассника, но остальные аспекты остаются все еще не достаточно развитыми и дифференцированными.

Особенности экономического сознания старшеклассников были изучены на уровне экономических ценностей, экономических социальных установок и в экономическом поведении.

В среднем старшеклассники г. Омска тратят в месяц порядка 700 рублей. Мальчики тратят 632 рубля в месяц, а девочки несколько больше – 757 рублей в месяц. Не обнаружено гендерных различий в уровне личных расходов у старшеклассников. В среднем мальчики и девочки оценивают уровень удовлетворенности размером расходов как “достаточные примерно наполовину”.

В среднем уровень денежных притязаний старшеклассников г. Омска составляет около 50 000 рублей в месяц. У мальчиков уровень денежных притязаний выше, чем у девочек. Это означает, что мальчики в большей степени стремятся к получению максимально возможного дохода. С другой стороны, эти результаты могут свидетельствовать о завышенном уровне притязаний и неадекватной самооценке, которая может быть вызвана тревожностью и неуверенностью мальчиков в отношении своей финансовой состоятельности.

Чем больше у мальчиков размер личных расходов, тем выше у них уровень финансовых притязаний. Такая ситуация возможна, если мальчики-подростки с более высоким уровнем финансовых притязаний получают больше денег на личные расходы.

Наибольший уровень денежных притязаний у тех девочек, кто имеет минимальную и максимальную удовлетворенность. Если у девочек такой уровень удовлетворенности соответствует достаточно низкому уровню притязаний, то у мальчиков, наоборот, очень сильно стимулирует рост притязаний. Однако самый низкий уровень неудовлетворенности личными расходами у мальчиков способствует снижению уровня притязаний, в то время как у девочек при такой низкой удовлетворенности уровень финансовых притязаний – один из максимальных.

Основным источником доходов старшеклассников являются родители. 23 % мальчиков и 9 % девочек уже имеют самостоятельный заработок. Мальчики имеют больше источников доходов, чем девочки, они чаще оставляют сдачу и чаще зарабатывают сами.

Старшеклассники считают, что деньги наиболее важны для реализации таких ценностей, как “осуществить себя”, “реализовать все свои возможности”, “сделать хорошую карьеру” и “получать удовольствие”. Это означает, что старшеклассники связывают свою самореализацию и получение удовольствий с экономическими условиями и экономической активностью.

У девочек выделяется преобладание в экономических отношениях ценности помощи другим людям и заботе о своих будущих детях. Мальчики рассматривают как более значимую задачу реализацию ценности создания и сохранения собственной семьи посредством экономической активности.

Здесь явно выделяется преобладание у старшеклассников обоего пола в экономических отношениях ценностей, связанных со своим ближайшим социальным окружением и родственными отношениями.

Общие тенденции предпочтений факторов труда совпадают у мальчиков и девочек: комфортный труд, работа руководителем, экономическая стабильность по отношению к своему бизнесу и своей собственности, высокий доход. Такие установки характеризуют инфантильное отношение к экономической конкуренции, не готовность к экономической конкуренции, поскольку предполагают минимальное участие в труде: комфортные условия труда и минимальные риски.

Эти внутренне конфликтные тенденции в большей степени характерны девочкам: они в большей степени отдают предпочтение высоким доходам и частной собственности на производственный капитал. Ключевой фактор “собственник” несет на себе психологическую нагрузку самостоятельности, независимости, чувство хозяина. Сочетание приоритетов “собственника и руководителя” определяет права и возможности принимать собственные решения, определять стратегию деятельности предприятия. С другой стороны сочетание “собственник – комфортный труд” предполагает создание особых щадящих, комфортных, льготных условий для себя как хозяина, владельца предприятия. Оставшиеся взаимосвязи раскрывают содержание понятия “комфортный труд”: это высокий доход и стабильность бизнеса.

Экономические установки к различным экономическим явлениям отражают специфику экономического сознания. Экономические установки девочек, отличающиеся от мальчиков, в большей степени сконцентрированы на покупках и расходовании денег. У мальчиков экономические установки сконцентрированы на финансовой состоятельности.

Таким образом, на основании полученных результатов эмпирического исследования мы можем утверждать, что у старшеклассников существуют особенности экономического сознания, определяемые их гендером. Эти особенности экономического сознания проявляются на уровне экономических ценностей, экономических социальных установок и в экономическом поведении. Это означает, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Наше исследование показало, что общие экономические принципы старшеклассниками усвоены, но не достаточно сформированы и дифференцированы свойства, базирующиеся на личном опыте.

Проведенная работа позволяет сделать выводы о гендерных особенностях старшеклассников. Результаты исследований помогут в организации экономического обучения старшеклассников учесть гендерные особенности учащихся. Как показало исследование, обучение может повлиять на восприятие гендерных ролей подростками, а также улучшить их экономические знания. Кроме того, полученные выводы могут найти применение в маркетинге для исследования и формирования потребительского поведения старшеклассников. Полученные выводы могут быть использованы в семейной педагогике для формирования адекватных правил семейного воспитания подростков.

Дальнейшее изучение гендерных особенностей экономического сознания может быть проведено в направление исследований этапов и механизмов формирования экономического сознания, а также трансляции экономических ценностей, представлений и социально-психологических установок от родителей к детям.

Литература

Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе; социализация или девиация? //Социс. 2001. №9. С. 68-75

Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации //Педагогика. 1994. № 4. С. 12-18

Буренина С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков. Автореф. дис. … канд. пед. наук.- СПб, 2000.- 24 с.

Геодакян В. А.Теория дифференциации полов в проблемах человека. // Человек в системе наук. – М.:…, 1989. – С.171-189.

Гусева Т.В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации. Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2005.- 24 с.

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: ИП РАН, 2003.

Карнышев А.Д. Психология собственности как область исследований в экономической психологии/ Карнышев А.Д. // Проблемы экономической психологии. Том 1. / Отв. Ред. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.- М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004.- С. 139-166.

Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах. - Википедия, 2007

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций - М: "Смысл", 1992. - 17 с.

Семенов М.Ю., Мацнев Ю.В. Влияние экономического образования на отношение к деньгам (доклад) // Проблемы экономической психологии в изменяющейся России: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. — Владимир: ВГПУ, 2005— С. 50-53.

Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения / под общей редакцией А. Алексеева. – СПб.: прайм-Еврознак, 2005. – 352 с.

Филатова А.Ф. Половые различия в характере подростка. – Омск: Издательский дом “Наука”, 2006. – 228 с.



Хостинг от uCoz