2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности"
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Суханова Наталья Александровна, Ставропольский государственный университет, кафедра коррекционной педагогики и психологии, ассистент, K-Psycho-Kpp(собака)stavsu.ru
Проблемы, связанные с профессиональным развитием человека, постоянно находятся в центре внимания психологов. В настоящее время в связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией общества, вопросы, связанные с профессиональным самоопределением личности, ее самореализацией в профессиональной деятельности приобрели особую актуальность.
Новые социально-экономические условия предъявляют все более высокие требования к профессионализму специалистов с высшим образованием, в частности их конкурентоспособности, мобильности, быстрому приспособлению к новым условиям труда. Все это требует серьезного внимания к личностному и профессиональному становлению студента.
В условиях новой социально-экономической действительности часть студентов оказалась в состоянии растерянности по отношению к своему профессиональному будущему. Это позволяет говорить о проблеме профессионального самоопределения современного студента, как о реальности. Перед психологами встала задача оказания помощи и поддержки молодым людям, находящимся как на пороге профессионального выбора, так и на этапе профессионального обучения. Для организации такой психологической поддержки требуется знание особенностей профессионального самоопределения молодого человека, факторов и условий влияющих на него.
С поступлением молодого человека в высшее учебное заведение процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития и осуществляется на протяжении всех лет обучения. И в этом процессе есть свои "пики" и "точки роста", во время которых "происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, о ее целевых и смысловых составляющих" (Слободчиков В.И., Исаев Н.А., 1996), формируется отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности.
Проблема профессионального самоопределения - одна из важнейших в жизни человека. Профессиональное самоопределение, являясь способом самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения, вызывает большой интерес исследователей.
Отечественные психология и педагогика располагают большим опытом в области теории профессионального самоопределения. Это работы, изучающие профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте (Божович Л.И., 1968; Голомшток А.Е., 1979; Журавлев В.И., 1973; Климов Е.А.; Кон И.С., 1978, 1984; Кудрявцев Т.В., 1981, 1983, 1985; Лысков Б.Д., 1989; Осницкий А.К., 1996; Платонов Ю.П., 1984; Реан А.А.; Федоришин Б.А., 1979; Фельдштейн Д.И., 1988; Чебышева В.В., 1983; Шавир П.А.,1981 и др.), работы по изучению формирования профпригодности, проблеме профотбора и профконсультирования (Бодров В.А., 1991; Головей Л.А., 1987, 1988; Гейжан Н.Ф., 1991; Гуревич К.М., 1970; Забродин Ю.М., 1985; Йовайша Л.А., 1983; Новикова Е.В., 1988; Платонов К.К., 1986; Пряжников Н.С., 1996, 1997; Шадриков В. Д., 1996 и др.), работы по исследованию профессионального развития и профессиональной типологии личности (Борисова Е.М., 1995; Лазурский А. Ф., 1922; Митина Л.М., 1997; Реан А.А.; Романова Е. С, 1992; Якунин В.А., 1986 и др.). С отечественными исследованиями профессионального самоопределения перекликаются отдельные работы зарубежных специалистов в области профессионального развития (Ginzberg E., Guilford G., Holland J., Roe A., Super D. и др.).
В психологические исследования профессионального самоопределения часто привносятся элементы социологического подхода, поэтому разведем их. С точки зрения социологического подхода самоопределение рассматривается по отношению к поколению в целом и характеризует его вхождение в определенные социальные структуры и сферы жизни и его стабилизацию в этих социальных структурах и сферах. Виды самоопределения: профессиональное, личностное, семейное и т.д. соответствуют видам этих структур и сферам жизни. Критериями самоопределения являются включения в те или иные сферы жизни, а жизненные события, такие, как поступление в высшее учебное заведение, поступление на работу, вступление в брак и т.д., которые фиксируют эти включения и с социологической точки зрения, являются этапами самоопределения (Гинзбург М.Р., 1996).
Психологический подход обращает основное внимание на процесс самоопределения, на психологические механизмы процесса самоопределения, которые обуславливают вхождение в социальные структуры и сферы жизни и формируют определенное состояние самоопределения личности.
Анализ литературы показывает, что, не смотря на давний и не проходящий интерес к проблеме профессионального самоопределения, до сих пор не существует единства мнения в определении психологического содержания профессионального самоопределения, в определении закономерностей этого процесса. Нет четкого понятия "профессиональное самоопределение".
Наряду с понятием "профессиональное самоопределение", существует ряд родственных понятий: "профессиональное становление", "профессиональное развитие", "идентификация", "самореализация в профессии" и др., которые характеризуют процесс вхождения, овладения профессией и охватывают весь профессиональный путь человека. Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы (Борисова Е.М., 1995).
Близким по смыслу к понятию "профессиональное становление" является понятие "профессиональное развитие", основной сутью которого является закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Это процесс, который характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека, как субъекта труда. Идентификация личности с профессией предполагает такое слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности.
Все рассмотренные выше определения процесса вхождения в профессиональную деятельность недостаточно учитывают активность самой личности. Понятие "профессиональное самоопределение" личности лишено этого недостатка, и, напротив, акцентирует внимание на особом характере активности индивида в данном процессе. Близким понятиям к понятию профессионального самоопределения является понятие "профессиональная самореализация", раскрываемым А. Маслоу "через увлеченность значимой работой", К. Ясперсом через "дело", которое делает человек (Франкл В., 1990). В этом понятии также акцентируется активность личности в процессе профессионализации человека. Но понятие "профессиональная самореализация" является более узким, чем понятие "профессиональное самоопределение" и характеризует лишь одну стадию профессионального самоопределения (Борисова Е.М., 1995).
Ключевым понятием данной проблемы является понятие "профессиональное самоопределение", акцентирующее, как мы уже отмечали выше, активность личности в процессе профессионализации.
Общеметодологическое рассмотрение профессионального самоопределения личности представлено в работах К.А. Абульхановой-Славской (1980,1991), Л.И. Анцыферовой (1981), Л.И. Божович (1968), М.Р.Гинзбург (1996), В.А. Петровского (1982), С.Л. Рубинштейна (1946,1959,1973) и др. В трудах С. Л. Рубинштейна проблема самоопределения рассматривалась в "контексте детерминации, в свете известного выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия". "В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения выражается активная природа "внутренних условий", через которые преломляются внешние воздействия..." (Гинзбург М.Р., 1996).
Это положение С.Л. Рубинштейна очень важно для понимания природы самоопределения, которая заключается в сознательно вырабатываемом человеком отношении к миру и "представляет собой становление человека как субъекта собственного саморазвития посредством выработки обобщенного отношения к миру и к себе в мире" (Гинзбург М.Р. 1996). Таким образом, сознательное самоопределение связывается с понятиями "отношение" и "позиция", поскольку в позиции обобщаются и сводятся в систему разрозненные отношения индивида к изменяющимся условиям жизнедеятельности (Рубинштейн С.Л.).
Рассмотрим, как отечественные психологи понимают базовое понятие "самоопределение личности" и взаимосвязь понятий "самоопределение личности" и "профессиональное самоопределение". В.Ф. Сафин и Г.П. Ников (1984), анализируя различные виды самоопределения (жизненное, социальное, профессиональное), приходят к следующему пониманию самоопределения: "В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет коллектив, общество" (Ников Г.П., Сафин В.Ф., 1984). К.А. Абульханова-Славская (1980) рассматривает самоопределение как определение личностью своей позиции по отношению к своей жизни, определение самим субъектом своего "способа жизни", который формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает активный, целеполагающий характер отношения человека к собственной жизнедеятельности.
Рассматривая личностное самоопределение как процесс обретения человеком своего ценностно-смыслового единства вкупе с его практической реализацией и, одновременно, как психологическое явление, обладающее определенной структурой, М.Р. Гинзбург (1994, 1996) выделяет следующие структурные компоненты личностного самоопределения: психологическое настоящее и психологическое будущее, каждое из которых двухпланово, т.е. обладает ценностно-смысловым (вертикальная составляющая) и пространственно-временным аспектами (горизонтальная составляющая). Автор подчеркивает, что личностное самоопределение можно определить как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов, так и пространства реального действия - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее.
Итак, основными характеристиками самоопределения являются следующие: во-первых, самоопределение как психологическое явление возникает на рубеже старшего подросткового и юношеского возраста (Божович Л.И., 1968; Петровский В.А., 1982; Кон И.С., 1984; Гинзбург М.Р., 1996); во-вторых, потребность в самоопределении - это потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом; в-третьих, самоопределение устремлено в будущее: смысловое и временное; в-четвертых, личностное самоопределение включает профессиональное, но не сводится к нему (Гинзбург М.Р., 1996). По мнению многих современных авторов (Гинзбург М.Р., 1996; Шендрик В.И., 1989; Кожухарь П.С., 1993; Пряжников Н.С., 1996 и др.) личностное самоопределение выступает как целое по отношению к таким его видам, как жизненное, профессиональное, семейное, социальное самоопределение. Так, Л.И. Божович указывала, что личностное самоопределение осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение профессии, а с другой - как неконкретные поиски существования. Самоопределение осуществляется через "деловой выбор профессии и через общение, лишенное конкретности искания смысла своего существования" (Божович Л.И., 1968). И.С. Кон, рассуждая о самоопределении и самореализации личности, подчеркивает, что любое описание человеческой жизни предполагает два главных вопроса: 1) чем человек занимается, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится; 2) каковы его взаимоотношения с людьми (Кон И.С. 1984). М.Р. Гинзбург, изучая личностное самоопределение, отмечает, что самоопределение включает выбор профессии, и далее, описывая структурные составляющие самоопределения, подчеркивает, что выбор профессии означает проектирование в будущее определенной социальной позиции, делает смысловое будущее определенным. Особый акцент на двусторонность процесса взаимодействия личности и профессии в широком смысле делается Е.М. Борисовой (1995). "Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной группы типичные черты, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность", т.е. "строя" себя, человек преобразует и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии...", "осуществляет изменение и развитие мира профессий". В определенные периоды времени могут возникать расхождения между профессиональными требованиями и внутренними возможностями. "Человек может перерастать требования профессии и ему становится тесно в ее рамках, но может и отставать от них, и тогда перед ним встает задача "подтягивания" операциональной стороны деятельности до необходимого более высокого уровня". Разрешение такого рода противоречий и является одним из психологических механизмов личностного становления (Борисова Е.М., 1995).
Выбирая профессию, человек в значительной степени выбирает жизненный путь и стиль жизни. Выбор профессии определяет и место жительства, и уровень материального благосостояния, и степень свободы для творчества. От успешности карьеры зависит уровень удовлетворенности жизнью в целом (Рыбакова Н. А., 1998).
Таким образом, во-первых, профессиональное самоопределение является составной частью личностного самоопределения, во-вторых, профессиональное и личностное самоопределение неразрывно связаны и взаимодействуют друг с другом. В настоящее время выделяют два основных подхода к проблеме профессионального самоопределения (Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю., 1983). С позиции первого (Кузнецова, И.В., 1986; Кухарчук A.M., Ценципер А.Б., 1976; Ников Г.П., Сафин, В.Ф., 1984; Чебышева В.В., 1983 и др.) под профессиональным самоопределением подразумевается выбор профессии. При этом круг исследовательских задач ограничивается возрастными границами (от этапов, предшествующих выбору, до самого акта выбора). С позиции второго подхода, которого придерживается большинство исследователей (Гуревич К.М., 1970; Климов Е.А., Кудрявцев Т.В., 1981, 1983, 1985; Сухарев А.В., 1987, 1989; Шавир П.А. 1981 и др.), под профессиональным самоопределением понимается одну из форм самоопределения личности в целом.